— Кстати, по поводу Пила. Я вчера, мне кажется, минут двадцать спорила по поводу фильма «Мы». Я стараюсь в споры не влезать, но мне сказали, что «Мы» — очень хаотичный, чересчур сложный и, в целом, дурацкий фильм, с чем я, к сожалению моему, не согласилась. Потому и спорила. И мне теперь интересно, а что вы думаете про Пила и про три его картины: «Прочь», «Мы» и «Нет».
— «Прочь», конечно, самый цельный из них. В нем абсолютно все понятно. «Мы», наоборот, мне кажется, не хаотичен, но уж слишком рационален. Сама идея перевешивает историю — этот большой концепт про два мира. Очень мало «Мы» во мне оставил, хотя я смотрел его в кино и очень ждал премьеры, потому что после «Прочь» все мы хотели увидеть «нового» Пила. Короче говоря, я не понял, за кого мне цепляться в этой истории, поэтому эмоционально фильм и прошел мимо меня. По опыту своему скажу: если нет героев, за которых ты переживаешь, когда неважно, кто умрет, а кто не умрет, вот от этого хоррор и страдает. В «Мы» таких персонажей нет, в отличии от «Прочь».
В пиловском смысле, «Мы» — это еще и комедия, там много комедийных элементов. Ты не знаешь, бояться тебе или смеяться — тут он меня выбил немного. Но мне все равно кажется, что идея никогда не должна идти впереди истории. Человек должен вынести историю, не идею. Вот такие у меня мысли.
Что касается «Нет», то это же не хоррор вообще. Это сай-фай с элементами хоррора, в котором автор чувствует себя наиболее комфортно. «Нет» — прекрасный фильм, мне он понравился. Долгий, тягучий, оригинальный — такое мог сделать только автор, которому позволили делать все, что он захочет. Это чувствуется в кино, когда автору дают делать то, что он хочет. Там есть моменты затянутые с продюсерской точки зрения и, наверное, даже зрительской, но Джордану Пилу так можно, потому что это — Джордан Пил.
— Мне «Мы» больше всего запомнился сценой в подвале, когда нам показывали сражение с монстрами, но я бы это так точно не назвала. Когда одна пыталась догнать другую, попутно на монтаже вклеивают вставки с балетом, и еще саундтрек вписывается отлично, который играет на фоне. На большом экране — просто что-то невероятное. И потом, когда я уже пересматривала фильм дома, этот же эпизод показался мне более тихим и менее ярким. Но первое впечатление есть первое впечатление. Из таких вот деталей и складывается фильм. Но «Мы» — кино действительно идейное, потому что если знать, что такое «Иеремия 11:11», и сидеть во время просмотра с Библией, то оттуда еще много чего можно выудить. И хитросплетений там, конечно, хватает. Большинство людей, кто со мной его смотрели, постоянно говорили «Что происходит?» и «Я не понимаю». Хотя, быть может, мне просто нравятся фильмы, с которых нужно снимать по сто оболочек — все отсылки, все полунамеки стараться понимать, доходить до финала, и только потом, через три дня где-то, осознавать, что там на самом деле случилось, и о чем режиссер нам там пытался рассказать. Поэтому для меня «Мы» — это дичайшее наслаждение.
— Понимаю, понимаю. Ну, это все, опять же, профессиональное. Зрители же, в основном, снимают первый слой. Есть хрестоматийный пример — мультфильмы Pixar. Люди разных поколений, разных возрастов, смотрят их по-разному. Вот так и надо кино снимать, потому что, как мне кажется, если зрителю нужно сидеть с Библией в руках, чтобы хоть как-то понимать, что происходит в том, что определили как массовое кино, то это уже признак сценарной ошибки. Важно, чтобы первый слой снимался без проблем.
Возьмем «Маму!» Аронофски. Метафору, спрятанную в этом фильме, я понял после разговора с женой, которая об этой метафоре, собственно говоря, тоже сначала прочитала. А ведь мы смотрели этот фильм просто как историю про супругов, к которым в дом приходят чужие люди, после чего начинается жуткая вакханалия — ребенка разрывают на части, портят интерьер и так далее. В общем, обычный вторник в Саратове. Вы, кстати, не из Саратова?
— Нет.
— У меня вечно эти шутки про случайные города, а потом боюсь людей обидеть. В Саратове много хорошего происходит по вторникам, на самом-то деле…
— Ну, есть у меня знакомая из Саратова, и она вечно шутит про родной город именно в таком контексте. Так что, думаю, это нормально…
— Ладно, хорошо. Ну и вот! Ты можешь снять первый слой и смотреть кино просто как понятное кино. Вот есть героиня, она хочет того-то, ей препятствует то-то, в итоге у нее все плохо, и она пытается этому противодействовать в меру собственных сил. А потом ты начинаешь снимать второй слой, третий слой и понимаешь, что, ого, оказывается, что фильм-то про другое немного. И я считаю, что это не самый лучший метод рассказа, когда для понимания фильма нужно прочитать пять рецензий от пяти разных умных людей.
Поймите, я же пришел из сценаристов — для меня история по-прежнему первична. Об этом я периодически и спорю с продюсерами, а также всеми, кто закончил ВГИК, и кто говорит, что первична режиссура. Для меня сценарий важнее всего. Вот в сценарии «Мы» я никак не смог разглядеть то, ради чего фильм этот любить надо. За исключением отдельных элементов — там по «крафту» все круто сделано. Действительно круто. Даже смешно порой. Особенно момент, когда умная колонка включает Fuck The Police вместо того, чтобы вызвать полицию. Эта шутка настолько в стиле «слэпстик», будто она из «Симпсонов» пришла. Кричат: «Вызови полицию!», и их заморская «Алиса» врубает рэп. Такие вот моменты у Пила получились, но в целом история вышла сыроватая. Хотя, кто мы такие, в конце концов, чтобы критиковать Джордана Пила? Хорошо, что этот парень вообще что-то снимает, потому что хоррор-режиссеров, которые еще не сошли окончательно с ума — их, дай бог, всего пара человек осталось. Да и Эггерс, даже он уже, скорее, не хоррорный, а фолк-режиссер.
— Это да. Но он же сказал, что вернется к камерным историям, после того, как его «Варяга» никто не понял и не смог досмотреть до конца (хотя фильм получился отличный, тут не поспоришь).
— Да, это слишком бескомпромиссное кино. Так нельзя в блокбастерах. А ведь «Варяг», пока он еще не вышел, его воспринимали как потенциальный блокбастер. Грешит он всеми этими вещами — условностями, разговорами о том, что «я не буду с тобой драться, потому что драться этим мечом можно только ночью». В смысле? Давай, отруби уже кому-нибудь голову! Вот Мускетти, например, снял совершенно чудесную «Маму» (не путайте с Аронофски) — еще один фильм, который глубоко рассказывает о травме, а потом две части «Оно» по Стивену Кингу. После такого опыта большого коммерческого кино уже сложно возвращаться к камерным работам. Остается только страдать и ждать новых режиссеров.
Современный зритель настолько пресыщен, что многие вещи просто-напросто перестают работать. Хоррор губит «графика», как правило. Ведь стоит показать монстра, и зрителю уже не страшно. Но большой хоррор все равно редко обращается к каким-то нашим внутренним страхам, к тому, что в тени, к темным пространствам души, в которые человек вглядывается. Даже если это не буквально «тень», а что-то, что глубоко внутри человека сидит. Сегодня хоррор работает больше не как кино, которое оставляет след, а как «развлечение» на вечер.
Я считаю, что всем уже окончательно стало понятно, что ничего страшнее нас самих в этом мире нет. Потому классический хоррор и замкнулся в самоповторах, а постхоррор продолжает развиваться — потому что он туда смотрит, в человека. Именно там, как мне кажется, и находится бесконечное поле ужаса.