НАСТЯ РОМАНОВА | 2 ИЮНЯ 2021

ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ: НЬЮ-ЙОРК ПОДОЖДЕТ

Эксцентричная комедия Фрэнка Капры, снятая в середине Великой депрессии, как фильм с компенсаторной (психотерапевтической) функцией

ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ:
НЬЮ-ЙОРК ПОДОЖДЕТ

НАСТЯ РОМАНОВА | 02.06.2021
Эксцентричная комедия Фрэнка Капры, снятая в середине Великой депрессии, как фильм с компенсаторной (психотерапевтической) функцией
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ:
НЬЮ-ЙОРК ПОДОЖДЕТ
НАСТЯ РОМАНОВА | 02.06.2021
Эксцентричная комедия Фрэнка Капры, снятая в середине Великой депрессии, как фильм с компенсаторной (психотерапевтической) функцией
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Фрэнк Капра
Страна: США
Год: 1934

Элли Эндрюс, наследница многомиллионого состояния, вышла замуж по любви. Но отец девушки запер ее в каюте своего корабля и не отпускает к мужу, которого называет прощелыгой и интриганом, проще говоря, охотником до больших денег. В один день, устроив очередной скандал, Элли прыгает за борт и уплывает на берег для того, чтобы уехать в Нью-Йорк к своему жениху. В дороге она знакомится с известным журналистом Питером Уорном. Отсюда и начинается их авантюрное путешествие.

Фильм Фрэнка Капры вышел в середине одного из самых крупных экономических кризисов в мире — Великой депрессии. В это время американцы часто пользовались автобусами, отправляясь на заработки в другие города. Никто не мог представить себе, что такого рода путешествие может быть романтичным. Однако после выхода фильма любовь к автобусным путешествиям возросла, а количество женщин, которые стали пользоваться ими, увеличилось. Кроме того, возможность любовных отношений и брака между людьми двух разных социальных статусов грела сердца голодающих, бедных американцев. В поиске утешения они отправлялись в кинотеатры и пересматривали комедию, где богатая, но несчастливая девушка, сбежав из дома, нашла свою любовь с безработным, бедным репортером.
Социолог и кинокритик Дуайт Макдональд считает, что экран того времени почти не отражает реальности, что Голливуд уводит сознание зрителя от проблем. Действительно, параллельно продолжает существовать обширный массив «развлекательного» кино, которое представлено, в основном, «легкой комедией», вестерном, музыкальным ревю. Эти кинопотоки берут на себя важную в тот момент компенсаторную (психотерапевтическую) функцию.

Другие исследователи (Лоренс Левайн, Фрэнсис Макдоннелл) считают, что Голливуд на протяжении всех 1930-х отражал реальность. Аргументом в пользу этой точки зрения является объяснение продюсером Дэррилом Зануком мотивов, побудивших его взяться за знаменитую экранизацию одного из самых остросоциальных и актуальных произведений современной американской литературы «Гроздья гнева» Джона Стейнбека, которую в 1940 году осуществил Джон Форд: «Когда наступают трудные времена, зритель хочет смотреть драмы, „тяжелые“ истории. Он не воспринимает идущих с экрана радостных интонаций, когда знает, что завод, на котором он работает, закрывается на следующей неделе», а полунищих фермеров буквально сгоняют с насиженных земель. Макдоннелл указывает на то, что даже в «эскапистской» продукции 1930-х зачастую скрываются признаки, отражающие реалии современной общественной жизни.
Капра умело сочетает в своем фильме реализм с элементами волшебной сказки. Он заставляет героев терпеть тяготы «простой» жизни, искать деньги, ютиться на ферме, мыться в общих душевых, ездить в общественном транспорте с не самыми приятными попутчиками. Но вместе с этим режиссер наделяет эти места неповторимой дорожной романтикой, показывая ночевку в стогах сена, которые блестят в обманчивом свете луны.

Наравне с неприятными попутчиками попадаются и те, кто останутся друзьями, даже после того, как путешествие завершится. Герои сами наполняют будни поэзией — сказками, религиозными аллюзиями и актерскими этюдами, разыгранными перед шокированной публикой. И конечно же романтическими жестами, без которых мелодрама — не мелодрама. Кларк Гейбл легко и иргаючи вписывается в роль романтика с большой дороги, при этом не представая перед зрителем идеальным мужчиной из любовных романов. Он может резко и остро пошутить, а потом благородно отдать последние деньги нищему мальчишке. Может также грубо высказать свое недовольство, даже женщине, а потом ей же нарвать глубокой ночью морковки или отдать свою лучшую пижаму. Угрожать жесткой расправой нерадивому попутчику, но при этом оставаться настоящим джентельменом. Так что если вы ожидаете тягостные приключения и историю в стиле «Короля Дроздоборода», где «муж» исправляет «жену» — вы скорей всего разочаруетесь. История далека от морализаторских сказок, это, скорее, история в стиле «Гордости и предубеждения» Джейн Остин. Все маски в конце будут сняты.

«Это случилось однажды ночью» — последний крупный проект, который был создан до введения кодекса Хейса, когда на экране запретили показывать обнаженные части тела, курить, намекать на сексуальные отношения и т. д. В этом фильме мы в последний раз можем любоваться обнаженным телом Кларка Гейбла и ножкой Клодетт Колберт. Нельзя не сказать, что «Это случилось однажды ночью» — безусловный прорыв в сексуальности. Герои живут в веке, где любовные отношения до свадьбы не приветствовались обществом. Поэтому героиня (помолвленная!), которая провела несколько ночей с незнакомым мужчиной, — это тот провокационный образ современной, свободной женщины, который мы не увидим в фильмах 40-х годов и вплоть до 1967 года.
Интрига следует за интригой. Хотя нет, пожалуй, она даже преследует зрителя. Укрыться от этих резких поворотов невозможно. Но за рулем — Капра, и он уверенно и ловко лавирует между драматическими перипетиями, легко балансируя между юмором гротескной комедии и мелодрамой с элементами роуд-муви, попутно погружая нас в сказку, о которой иногда приятно помечтать.

Интересно, что до цели своей поездки, то есть до Нью-Йорка герои вдвоем так и не доберуться. Но доберуться по отдельности и, по классике роуд-муви, конечная точка уже не будет иметь значения. Сам путь — уже цель.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda