Рузанна Арушанян | 7 ОКТЯБРЯ 2020

МНЕ НЕ БОЛЬНО: А ВАМ?

Неоднозначная сентиментальная мелодрама о любви как обращение к самым сокровенным чувствам, в которых мы не признаемся даже себе

МНЕ НЕ БОЛЬНО: А ВАМ?

РУЗАННА АРУШАНЯН | 07.10.2020
Неоднозначная сентиментальная мелодрама о любви как обращение к самым сокровенным чувствам, в которых мы не признаемся даже себе
МНЕ НЕ БОЛЬНО: А ВАМ?
РУЗАННА АРУШАНЯН | 07.10.2020
Неоднозначная сентиментальная мелодрама о любви как обращение к самым сокровенным чувствам, в которых мы не признаемся даже себе
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Алексей Балабанов
Страна: Россия
Год: 2006

Алексей Балабанов — уникальное явление для российского кинематографа. Беспринципно, жестко, как большой художник, он вскрывал «гнойники» общества, не щадя при этом ни зрителей, ни себя. Каждый новый фильм режиссера кардинально отличался от предыдущего не только темой, но и жанром. Так, после выхода двух частей боевика «Брат», ставшего культовым еще при жизни Сергея Бодрова, после оглушительного успеха военной драмы «Война» (фильм занял четвертое место среди пятидесяти самых продаваемых видеофильмов в 2002 году, опередив большое количество высокобюджетных блокбастеров) и черной комедии «Жмурки» Балабанов неожиданно для всех снял настоящий фильм о любви — «Мне не больно». И хотя режиссер, лукаво улыбаясь, не раз говорил в интервью, что все его фильмы — о любви, эта картина стала первой мелодрамой в его фильмографии.
В центре повествования трое друзей — Миша (Александр Яценко), Олег (Дмитрий Дюжев) и Аля (недооцененная кинематографистами Инга Оболдина-Стрелкова), которые пытаются заработать деньги на ремонте квартир. Их первой клиенткой становится загадочная Натэлла Антоновна — Тата (Рената Литвинова). У нее сразу же вспыхивает роман с Мишей. Но конфетно-букетному периоду влюбленных мешает Сергей (Никита Михалков): ведь Тата — его содержанка. Казалось бы, на лицо типичный любовный треугольник: какая без него мелодрама? Но балабановские истории обманчивы: у простого сюжета всегда зыбкое дно.

Так, выясняется, что у Таты рак крови и между ней и Сергеем ничего нет: он лишь покровительствует ей, чтобы та прожила дольше, ведь на лекарства и уход нужны большие деньги. Благородство Сергея вскоре после встречи с Мишей начинает тяготить Тату: «Мне с каждым днем становится всё труднее говорить тебе хорошие слова», признается она ему и возвращается в больницу. В целом, лента представляет собой русскую версию «Трех товарищей» Ремарка, но балабановскую: здесь есть пьяные десантники, петербургские коммуналки и задушевные разговоры сквозь смех и слезы.
Удерживает внимание зрителя отнюдь не сюжет, прямо сказать, заурядный, а яркие типажи. Кастинг проведен крайне удачно: трудно представить другую актрису в роли Таты: кто еще будет так органичен в кадре с копной рыжих волос, сбритыми бровями и в чудаковатых нарядах, если не Рената Литвинова? И на контрасте с ней, яркой и статной кинодивой, — щупленький, маленький Яценко. Приятно удивляет и Дмитрий Дюжев, в геометрической прогрессии совершенствующий свой актерский талант в картинах Балабанова: наверное, это одна из его лучших ролей. Чего стоит одна только песня «Позови меня небо» в исполнении его персонажа или молитва, сочиненная после долгого запоя. В ней Олег просит Бога дать ему сил и терпения, чтобы убить «без жажды крови» армейского начальника за равнодушие к погибшим товарищам. Потерявшийся, надломленный, но простой и честный, тот, кто «не лезет за словом в карман» и знает цену дружбе — таков герой Дюжева: олицетворение российских десантников нулевых.

Хорош в ленте и Никита Михалков, — впрочем, как и везде, даже в небольших ролях. Монолог со слезами на глазах о предательстве впечатляет. Его героя даже становится жаль, — вместо благодарности за свою доброту над ним смеются. И у «новых русских болит душа», — намекает автор.

Инга Оболдина-Стрелкова — женская версия Сухорукова. Даже прически у них похожи. Умный и талантливый архитектор, но при этом абсолютно безвкусная неряха, к тому же обжора: про таких говорят «не от мира сего». Ее персонажу хочется помочь, взрастить в ней женственность, убрать колючесть и грубость, и Балабанов идет навстречу зрителю: в конце ленты Аля встречает свое счастье — такого же странноватого специалиста по современной архитектуре из Финляндии Отто. Как говорится, котелок находит свою крышечку.

Но только один персонаж — исполненный Сергеем Маковецким — собирает разбросанные сюжетные перипетии в цельное и внятное высказывание. Лечащий доктор Таты, большой охотник до женщин и выпивки, но вместе с тем человек с большим сердцем и доброй душой. Именно он выполняет в фильме функцию резонера. Тост «Главное в этой жизни найти своих и успокоиться», скорее, отражает позицию самого режиссера. К этой мысли Балабанов медленно ведет зрителя через весь фильм. Вот она Тата, и вот он Миша: люди из разных миров, настолько разных, что даже внешне они полные противоположности. Неслучайно Тата говорит ему, глядя в зеркало: «А мы — пара». И это удивительно: не только для нее, но и для зрителя. Но разве не этим интересна жизнь? Вопреки условностям и обстоятельствам люди находят «своих» — где бы они ни были. И тогда удары судьбы не страшны: даже если это лейкоз последней стадии.
Критик Виктор Топоров охарактеризовал «Мне не больно» как «умеренно удачный фильм», при этом отметив, что «от Балабанова, безусловно, ждешь большего». Разве в жизни иначе? Разве мы не ждем большего и от нее? Но, как правило, наши ожидания с жизнью не пересекаются. Поэтому и складывается ощущение, что фильм — снятая на пленку хроника из жизни одной пары: каких тут ждать чудес? Однако эта сентиментальная мелодрама о любви не так однозначна и легка, как кажется на первый взгляд. Она не подойдет для просмотра веселой компанией с попкорном в руках. К ней надо готовиться. Лента обращается к самым сокровенным чувствам, в которых мы не признаемся даже себе. Потому, что тяжело… Хотя герои фильма не раз произносят фразу «мне не больно», не надейтесь: вам — будет.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda