Никогда не хотел. Просто однажды — это, кажется, было в 2006 году — принял предложение своего коллеги, в то время заведовавшего кафедрой кинофотоискусства в питерском институте культуры. Набрал мастерскую, начал преподавать и понял, что преподавание — это ремесло, и ему тоже нужно учиться. А всё новое — либо интересно, либо нет. Новая работа пришлась по душе. Но я не ощущаю себя учителем. Скорее, я лишь выступаю своего рода тренером для тех, кто хочет учиться режиссуре. Поясню аналогией. До кино я 11 лет работал врачом. Разница между учёным-медиком, каким бы хорошим клиницистом он не был, и лечащим врачом в том, что первый в основном консультирует, а другой лечит, — иными словами, разница в количестве часов, которые один посвящает теории, а другой практике. Один знает всё в большей степени теоретически, а другой вынужден примеряться к обстоятельствам: наличию лекарств, особенностям личности пациента, конкретным больничным условиям. То есть лечит и отвечает за результат лечения всё-таки не профессор, а врач.
Некоторые студенты, конечно, возлагают на преподавателя надежд больше, чем это нужно, но это известный «перенос» ответственности за свое будущее на плечи другого, за этим обычно стоит неуверенность в себе, преждевременная амбициозность, ну, и лень-матушка, — эдакий трехкомпонентный деструктивный модуль, на который так хочется опереться начинающим. Под ленью я имею ввиду постоянную занятость тысячами разнообразных дел, а не лежанье на диване. Иногда лучше подольше полежать на диване, но в перерывах между этими лёжками браться только за действительно нужные дела.
Но так сложилось за годы преподавательской практики, что именно ленивым и самодеструктивным студентам я, наверное, уделяю больше внимания, считаю, что банальную разболтанность можно реорганизовать, структурировать и затем спящую энергию вывести в продуктивное русло. Я не верю, что одни талантливы, а другие нет, просто каждый должен создать причины для реализации собственного таланта, это большой труд, и в этом сложном моменте именно студент должен принять ответственность за сотрудничество с преподавателем. Это происходит не всегда, к сожалению.