В российских регионах снимают этническое кино (Якутия, Бурятия, Башкортостан, Татарстан). Вышли работы Эллы Манжеевой «Чайки» (Калмыкия) и Кантемира Балагова «Теснота» (Кабардино-Балкария), которые с большим успехом были показаны на международных фестивалях Европы. Есть ли будущее у регионального кино России внутри страны? Будет ли у него зритель?
Недавно прочел лекции на эту тему в университете провинции Северный Кёнсан (Корея). В том кино, что снимается в национальных регионах России стоит вычленить два параллельных потока.
Есть «этническое кино» - игровые фильмы, которые отражают запросы местной аудитории, представляя «автопортрет» определенной культуры, выражая ее поведенческие стереотипы и систему ценностей. Кино, таким образом, становится способом саморефлексии и саморепрезентации этноса. Маркером «этнического кино» обычно выступает национальный язык. Такое кино может быть коммерчески успешным – в домашнем прокате: якутские фильмы собирают в республике большую кассу, чем московские и голливудские блокбастеры.
С «этническим» кино сосуществует иной тип кинематографа – «региональное кино». Это фильмы коммерческих жанров (преобладают комедии и криминальные драмы), снятые на русском языке. «Региональные фильмы» – в определенной степени - отражают местные реалии, несут на себе отпечаток локального колорита, но рассчитаны на вкусы массового русскоязычного зрителя - в том числе, живущего за пределами региона. За образец берутся голливудские или столичные фильмы. Желаемого успеха – на федеральном уровне - достигают немногие.
Не стоит забывать и о «глобализированном» авторском кинематографе. Он по природе своей эгоцентричен. В подобных фильмах этническая реальность мистифицируется - ради нагнетания внешнего экзотизма, задачу свою автор видит не в том, чтобы раскрыть архетипы и категории конкретной культуры, а в том, чтобы представить свои идеи – через эффектный образ «другого». Фильмы Эллы Манжеевой, Кантемира Балагова, а также Алексея Федорченко принадлежат именно к этой категории.
Кабардино-Балкарская мастерская Александра Сокурова показала наглядный пример расхождения творческих целей, размежевания личностных интересов. Ученики петербургского классика разделились на два сепаратных потока: авторов «без границ» (Кантемир Балагов) и созидателей национального кабардинского кинематографа (Олег Хамоков, Владимир Битоков).