НИКИТА ПОДКУЙКО | 14 АВГУСТА 2023

ДОПРОС: АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НУАР НА ГРАНИ ШЕДЕВРА

Вместо детектива — следователь советской милиции, вместо дымящейся в уголке рта сигареты «Мальборо» — болгарская папиросина

ДОПРОС: АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НУАР НА ГРАНИ ШЕДЕВРА

НИКИТА ПОДКУЙКО | 14.08.2023
Вместо детектива — следователь советской милиции, вместо дымящейся в уголке рта сигареты «Мальборо» — болгарская папиросина
ДОПРОС: АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НУАР НА ГРАНИ ШЕДЕВРА
НИКИТА ПОДКУЙКО | 14.08.2023
Вместо детектива — следователь советской милиции, вместо дымящейся в уголке рта сигареты «Мальборо» — болгарская папиросина
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Расим Оджагов
Страна: СССР
Год: 1979

Любить популярные и широко известные фильмы довольно просто — на то они и популярные, что проверены и одобрены огромным количеством глаз (число глаз, возможно, окажется нечетным). Полюбить неизвестные творения еще проще — дело в том, что зачастую и, конечно, не всегда скрытые в иле андеграунда самоцветы обладают специфическим набором характеристик. Они не универсальны и не стандартизированы, не дистиллированны под среднего зрителя, отчего более точно могут попасть в ноты вашей души. Отчасти поэтому они не пришлись по вкусу толще людей. Безусловно, причин непопулярности фильмов — как глаз, смотрящих популярные картины. Ранее обозначена лишь одна из них.
Случайным вечером я оказался в «Иллюзионе», проходила программа азербайджанского кино. Национальные кинематографии часто удивляют не только экзотикой, но и кардинально иным взглядом на окружающую действительность. Если здесь нет гиперссылки на статью про Югославскую «черную волну» (или она есть, но никуда не ведет), то вбейте в поисковике «Кинотекстов» эти три малопонятных слова, и они станут для вас менее малопонятными и более понятными соответственно. Если ссылка есть, то эти два предложения только тратят ваше время.

Показывали «Допрос» Расима Оджагова — это я сейчас так резво, без оглядки на подсказки выбиваю на клавиатуре эти буквы, а сидя в кинозале, я едва вспомнил бы название фильма. Про режиссера вообще молчу.

Азербайджанский нуар, где вместо детектива — следователь советской милиции, вместо дымящейся в уголке рта сигареты «Мальборо» — болгарская папиросина. Без лишних слов — шедевр. Я давно не испытывал таких сильных эмоций от просмотра кино. Но обо всем по порядку.

Душная комната, заполненная сигаретным дымом и горячими лучами жгучего солнца, словно сцена, сошедшая со страниц «Другого Юга» Шамшада Абдуллаева. До крайности кинематографичная книга, рисующая кинообразы предложениями, включая саундтреки в нужные моменты и подлетая камерой слов в нужные ракурсы. Городящая нагромождения знойных ферганских вечеров. Конечно, сравнивать Азербайджан и Узбекистан все равно, что сравнивать Японию и Китай — можно, но лучше не стоит.
Начало фильма встречает зрителей закостенелой фикцией — белый текст на черном фоне будто не для того, чтобы ввести зрителей в контекст событий, произошедших в Азербайджанской ССР после съезда ЦК КП (как гласит титр: «Развернулась острая борьба с негативными явлениями, имевшими место в республике»; какими явлениями — пока не до конца ясно), сколько оправдаться и избежать возможных последствий за отображение негативной повестки. Конечно, после обозначенного съезда партийная верхушка решает, что проблемы есть и пора бы уже их решить. Советская махина кряхтит и шестерни аппарата перемен перемалывают случайных людей. Фильм снимался с формальной агитцелью, но получился до очумения живым и нарушающим общепринятое сейчас мнение о сухом и безжизненном, отцензуренном соцреализме.

Следователь ведет допрос начальника цеха, обвиняемого в растрате. Все доказательства не в пользу обвиняемого — чистосердечное признание и вовсе отметает все сомнения в виновности задержанного. Однако следователь не сдается: он знает, что за простым (подставным) человеком стоят высокопоставленные лица, которые пытаются уйти от ответственности.

Вроде бы банальный сюжет, смахивает на «Французского связного», но есть ряд «но». Этот фильм снят во времена, когда еще не утвердились нормы и правила того, как должно сниматься (коммерческое) кино, а потому фильм снят удивительно изобретательно. Ракурсы, расстановка акцентов: как визуальных, так и смысловых — все это сделано невероятно стильно, интересно, необычно современному глазу, уставшему от докучной сказки новинок проката. Сейчас будто даже в самом независимом фильме не растрачиваются на выдумывание того, как снять диалог, поездку на машине или любой другой расхожий элемент повествования.

Примечательна сцена, в которой заключенный, давший показания против «верхушки», сидит в камере вечером и думает о жене. Она появляется перед ним в виде призрачного воспоминания, затем камера устремляется вверх, выискивает под потолком тусклую лампочку за решеткой, чтобы запечатлеть, как та погаснет. А затем приходит известие, что обвиняемый повесился. Казалось бы, какая банальная метафора! Но, черт возьми, это работает! Она пробивается в самое сердце. Это растрогало меня до ужаса. Как и воспоминания о родных, обрывочные и фантасмагорические личные обрывки, как до нелепости милые детские фото в семейных альбомах.
Напряженные, как натянутая до предела струна, сцены обрываются сменяющимися развеселыми азербайджанскими песнями с тем особым южным колоритом.

Очень изящно проведена параллель — заключенный лишает свою семью отца, отказываясь доносить на вышестоящих, точно так же, как следователь постоянно уходит из дома — среди ночи, во время праздников, оставляя свою семью без себя.

Знаете, как бывает, смотришь фильм, и думаешь: вот бы он тут закончился, а он все продолжается и продолжается. Финал «Допроса», без сомнения, лучший финал в истории кино (из всего того, что я видел). Это безмолвный крик. Это затемнение экрана на самом пике напряжения. Это тот самый выбивающий мурашку катарсис.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda