«Внутри» Кацуписа — психологический триллер. Фильм угодил в международный прокат в момент повышенной буратинизации кинематографа, когда все простое поспешило еще сильнее опроститься, а всякий сложносочиненный материал в раскрытии себя самого стал больше надеяться на эрудицию критика, нежели на мастерство постановщика. И потому «Внутри» воспринимается как психологический триллер лишь во вторую очередь, ибо в первую он являет собой психофизический пейзаж текущей эры — эры размытых границ между актом искусства и актом насилия, между созиданием и разрушением.
Хотя это не совсем пейзаж, а чертеж роскошного пентхауса, который некогда обживал архитектор с мировым именем, а ныне, а-ля Робинзон Крузо, приспосабливает под свои естественные нужды профессиональный вор в исполнении Уиллема Дефо (давненько актеру не давали простора для столь объемного невербального фристайла). Этому грабителю не повезло: обчищать от драгоценных предметов искусства он решил не просто дом, а самый что ни на есть современный и продвинутый «умный дом». Достаточно умный, чтобы отнять у незваного гостя возможность покинуть помещение, но недостаточно умный, чтобы вызвать полицию или отправить депешу о прорыве периметра владельцу квартиры. Бортовой компьютер дал сбой, поставив домушника в незавидное положение: с одной стороны, вооруженные люди в форме у дверей его не сторожат, а архитектор, уехавший в продолжительную командировку в Казахстан, о преступнике в своем доме даже и не догадывается; с другой, грабителю деваться некуда — стальные двери подручными средствами не пробьешь, а за окнами хоть и видно Манхэттен, но огромная высота не позволяет достигнуть асфальта целым и невредимым.
Закусить в случае голодухи можно аквариумной рыбкой или собачьими консервами, пресной водой может поделиться система полива комнатных растений. Да и какие-никакие развлечения имеются: хочешь — пляши под «Макарену», что доносится из холодильника каждый раз, когда его открывают; хочешь — наблюдай за горничной в коридоре через внешнюю камеру видеонаблюдения; хочешь — изыскивай выход наружу и вскрывай тайники загадочного архитектора; хочешь — разглядывай дорогущие арт-объекты, которых в пентхаусе хоть отбавляй. Наш воришка — вобла ученая и колбаса деловая — он знал, куда лезет и какие богатства собирается прихватизировать: героя Дефо окружают работы Маурицио Каттелана, Амалии Пика, Эгона Шиле, а позже и сам протагонист, которого, кстати, зовут Немо, решится дополнить коллекцию своим собственным творением.