АНТОН СМИРНОВ | 11 МАРТА 2023

БЕСКРАЙНИЙ БАССЕЙН: ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ

Не во всем удачная, но интригующая, завораживающая и эффектная попытка Кроненберга-младшего вновь обыграть отца на его же поле

БЕСКРАЙНИЙ БАССЕЙН: ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ

АНТОН СМИРНОВ | 11.03.2023
Не во всем удачная, но интригующая, завораживающая и эффектная попытка Кроненберга-младшего вновь обыграть отца на его же поле
БЕСКРАЙНИЙ БАССЕЙН: ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ
АНТОН СМИРНОВ | 11.03.2023
Не во всем удачная, но интригующая, завораживающая и эффектная попытка Кроненберга-младшего вновь обыграть отца на его же поле
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Брэндон Кроненберг
Страны: Канада, Хорватия, Венгрия
Год: 2023

Писатель Джеймс Фрост, автор единственного опубликованного романа, приезжает с супругой на курорт в вымышленную страну Ли Толка. Там они знакомятся с другой парой, Габи и Албаном, причем девушка, являясь поклонницей книги Джеймса, начинает флиртовать со своим кумиром, который находится в состоянии творческого кризиса. Как-то раз все четверо решают прокатиться на автомобиле по живописным окрестностям, и вечером происходит трагедия: будучи за рулем, Джеймс сбивает человека, переходившего дорогу в потемках. Уйти от правосудия у компании не получается. Более того, в Ли Толке наказанием за убийство является смерть преступника от руки родственника жертвы. Но деньги решают все: герои узнают, что за определенную плату здесь можно воспользоваться услугой клонирования и предоставить «подставное тело» для казни, при этом клон наделяется всеми чувствами, мыслями и желаниями оригинала.
Когда растешь в семье человека с фамилией Кроненберг, который сделал себе имя на таких боди-хоррорах, как «Выводок», «Видеодром» или «Муха», то вряд ли получится избежать его влияния на свою деятельность в будущем. Нет ничего странного в том, что сын Дэвида Кроненберга по имени Брэндон выбрал в качестве будущей профессии режиссуру и пошел снимать не психологические драмы или романтические комедии, а жесткие фантастические триллеры, построенные на насилии, патологиях и натурализме. Поскольку громкая фамилия всегда обязывает, интерес к творчеству Кроненберга-младшего подкреплялся прежде всего желанием узнать, насколько сильно он станет копировать руку отца и получится ли у него в результате нечто самобытное. Его дебютная работа под названием «Антивирус» (2012) особого восторга не вызвала. Несмотря на интересную задумку, согласно которой в будущем люди настолько помешались на знаменитостях, что захотели приобрести те же болезни, что и у селебрити, Брэндон лил много воды, спотыкался по ритму и не реализовывал на полную потенциал собственного сценария. Все изменилось после выхода брутального научно-фантастического триллера «В чужой шкуре» (2020), где рассматривалась тема внедрения киллеров в чужое сознание с целью совершения преступлений. Влияние отца на почерк сына по-прежнему было ощутимо, однако Брэндону удалось нащупать собственную стилистическую жилку, и тогда картина воспринималась не как эпигон Дэвида, а, скорее, оммаж и продукт постмодернизма. Кроненберг-младший удачно сочетал экранное насилие с эффектными барочными интерьерами, сильными актерскими работами и гипнотической атмосферой, успешно доказав, что для качественного фантастического триллера вовсе не нужны крупные бюджеты. Ну, а поскольку «В чужой шкуре» повысил планку требований к дальнейшему творчеству Брэндона, его новую работу ожидали с большим нетерпением. И, хотя «Бескрайний бассейн» все-таки заслуживает зрительского внимания, большим событием его назвать не получится, так как в картине присутствует ряд существенных огрехов.

По сравнению с предыдущим фильмом Брэндона, «Бескрайний бассейн», может, и не выглядит шагом назад, но и на прорыв тоже не тянет. Для начала, Кроненберг-младший выбрал в качестве сюжетной основы довольно избитую тему — препарирование бесящихся с жиру элит и мук нравственного выбора в консьюмеристскую эпоху. Совсем недавно зритель все это видел и в «Треугольнике печали», и в «Меню», и в том же «Антивирусе» самого Брэндона: одержимость роскошным образом жизни, высокомерное отношение людей друг к другу, безнаказанность поступков и при этом никаких морально-сдерживающих факторов. Нельзя утверждать, что Брэндон размышляет об этих вещах безынтересно, поскольку он уделяет должное внимание развитию образов, великолепно сыгранных Александром Скарсгардом и Мией Гот. Первому выпала сложная задача изобразить человека, дающего волю бурной внутренней энергии, в том числе и сексуальной, которую подстегивает волнующее осознание факта, что за твои деяния не наступит никакая кара. Особый колорит персонажу придает и внешность актера, когда высокий интеллигентный красавец внезапно пытается примерить на себя обличье подонка и извращенца. В то же время в лице Джеймса режиссер изучает ту грань человеческого поведения, пересечение которой наконец заставляет одуматься и переосмыслить собственные неконтролируемые поступки. Такой важной точкой невозврата становится сцена издевательств четверки главных персонажей над клоном, чье лицо поначалу скрыто, и в котором Джеймс впоследствии узнает свою копию. Только осознав, что репликант является частью его самого, мужчина наконец понимает, как вся ситуация выглядит со стороны, и впервые примеряет происходящее на себя — эмпатия, которой отнюдь не подвержены насильники, мучители и убийцы. Что касается Мии Гот, то она безукоризненно хороша в образе женщины-хамелеона, чье поведение поначалу кажется ангельским, но с каждой новой сценой в ней раскрываются отталкивающие и пугающие черты. Наиболее интересно рассматривать эту роль актрисы в сравнении с ее работой в хорроре «Пэрл», где наивная дурочка, одержимая мечтой, лихо превращается в вооруженную топором психопатку.
Другое дело, что возникает чувство, будто Кроненберг несколько застрял и не развивается как художник. После просмотра «В чужой шкуре» у зрителей и критиков была почти стопроцентная уверенность в том, что его следующая картина станет новым этапом в карьере и поразит более высокой эстетизацией насилия, провокационностью сюжета и неординарностью образов. Атмосфера патологии у него никуда не делась, но при этом она преподносится достаточно лайтово и порой даже беззубо, словно режиссер постоянно сдерживает себя, отчего вместо лихого и бесконтрольного кровавого угара его то и дело тянет в тягучий наркотический трип. Влияния отца стало поменьше, зато в кадре чаще замечаются почерки Йоргоса Лантимоса и Стэнли Кубрика. К тому же Брэндон не брезгует стилистическими самоповторами: глубокие раны и лица крупным планом, выверенная геометрия интерьеров, ощущение галлюцинаторности, повороты камеры вверх ногами и очень много странных масок. Но если Кроненберг-старший постоянно находил новые объекты для вскрытия своим режиссерским скальпелем и рассматривал социальные патологии под разными углами, то все идеи Брэндона к середине фильма будто исчерпываются, и он больше не имеет никаких козырей в рукаве. Картина, от которой ждешь обилия сценарных сюрпризов, хитрых финальных твистов и эскалации креативного членовредительства, слишком быстро превращается в мутные разводы на целлулоиде, причем хронометраж только выиграет, если монтажные ножницы отсекут от него лишнего материала минут на двадцать.
В то же время категорично заявлять, будто Кроненберг-младший сдал, было бы несправедливо. Он, подобно Джеймсу, пока сам пребывает в легком творческом кризисе, еще ищет себя и потому вынужден оглядываться на авторитетных мастеров, чтобы в их творчестве черпать собственное вдохновение. Но, даже обыгрывая вполне банальную историю о моральном разложении «зажравшихся капиталистов», он выступает довольно толковым рассказчиком, умеет работать с актерами и преподносить антураж — у него есть вкус и чувство меры. В чем-то ему даже удалось обскакать отца с его олдскульными, но невнятными и вымученными «Преступлениями будущего». Ведь пока Дэвид старается шокировать зрителя пяткой, выращенной на заднице, его сын гораздо четче попадает в цель, демонстрируя, насколько легко человек может превратиться в порочную и лицемерную скотину. Стоит лишь обладать большими деньгами, отсутствием совести и полной уверенностью в том, что за свои деяния в дальнейшем не понесешь никакого наказания.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda