НИКИТА ПОДКУЙКО + ЕЛЕНА ЧЕРЕЗОВА | 25 ЯНВАРЯ 2021

НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2: СТАЛИ АДЕКВАТНЫМИ?

Вынужденное взросление и труднособираемые герои в перекрестной рецензии на новый фильм Романа Каримова

НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2: СТАЛИ АДЕКВАТНЫМИ?

НИКИТА ПОДКУЙКО + ЕЛЕНА ЧЕРЕЗОВА | 25.01.2021
Вынужденное взросление и труднособираемые герои в перекрестной рецензии на новый фильм Романа Каримова
НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2: СТАЛИ АДЕКВАТНЫМИ?
НИКИТА ПОДКУЙКО + ЕЛЕНА ЧЕРЕЗОВА | 25.01.2021
Вынужденное взросление и труднособираемые герои в перекрестной рецензии на новый фильм Романа Каримова
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Роман Каримов
Страна: Россия
Год: 2020

В начале 2021 года на «Кинопоиске» вышло продолжение «Неадекватных людей» Романа Каримова от того же Романа Каримова, притянувшее к себе логичную цифру 2 и пристальное внимание критики. Мы не остались в стороне и решили осветить картину, но способом для нас необычным, — репрезентацией реакции с двух сторон. Первая — свежий взгляд человека, не отягощенного ностальгическим чувством (Никита Подкуйко). Вторая — восприятие поклонника первого фильма (Елена Черезова).

Структура текста — типичная драматургическая, последствия — конфликт.
Никита Подкуйко

«Неадекватные люди 2» — сиквел одноименного фильма (только без циферки в конце) Романа Каримова от Романа Каримова. Когда постановщик снимает вторую часть проекта, тем более спустя десять лет после премьеры первой — ему определенно есть, что сказать. Десять лет — серьезный срок, который прожили главные герои «Неадекватных людей» вместе с режиссером, чтобы после выйти на большие экраны и что-то заявить. Но вот что? Об этом ниже.

Я не смотрел первую часть дилогии, поэтому воспринял вторую как обособленное и самостоятельное произведение. Во мне нет ни толики ностальгических чувств, а значит мое мнение в некотором роде весьма и весьма самостоятельное, лишенное груза любви к первому фильму.
Елена Черезова

Знаете, бывает, внезапно осознаешь влюбленность. Не было, не было, а потом настало. И абсолютно все решения, события, случайности будто бы вели к этому осознанию. Так вот «Неадекватные люди 2» полностью перекрывают историю из первого, оригинального фильма (а в слово «оригинальный» я закладываю много больше значения «первый»). Новая лента Каримова, из психологической драмы (посвященной травме и ее переживанию) превратилась в этакую типичную «московскую историю» о поисках счастья.

С одной стороны, спасибо Славою Жижеку за эту мысль. С другой, упоминание феномена любви в рецензии на фильм уже точно говорит об одном — ностальгия в голову бьет.

Завязка продолжения разворачивается где-то между камерными интерьерами с отталкивающим икеевским духом и вайбом а-ля Ноа Баумбак, но, в целом, совпадает с настроением первой части. Слагаемые уравнения: Кристина готовит палтуса, она несчастна, Виталий охмуряет подрядчика, он весь в работе. Плюс или минус? Больше, меньше или равно? Разберемся. Герои далеки друг друга, их истории (то есть сюжетные линии) почти не пересекаются, а в этих редких моментах совпадения хронотопов заключен потенциал разрушительный. Кого мы исключили из уравнения? Психолога. Но о нем позже.
Никита Подкуйко

С первых кадров замечаешь невероятное внимание к деталям. Режиссер выстраивает крайне точное повествование на визуальном уровне.

Подрядчик со своей дамой — весьма обеспеченные люди, а вот Виталий и Кристина — не очень. Подрядчик козыряет Apple Watch на запястье, а Кристина то и дело переписывается через стереотипно-бюджетный Сяоми (а Виталий и вовсе ходит в порванной куртке). Труднособираемая мебель со сложными названиями из Икеи разбросана по квартире. Жаль, что такое внимание к деталям сойдет на нет к середине фильма. А как все начиналось!

Слова «труднособираемый» и «сложный» относятся и к отношениям главных героев — пока Виталий на работе, Кристина дома копит мебель и чахнет от скуки. Чтобы вырваться из опостылевшей рутины, героиня отправляется поступать в ВУЗ.

Бюрократический ад, ожидающий всех абитуриентов показан крайне натуралистично. Вспоминая свои первые шаги в высших учебных заведениях, становится несколько дурно. Справиться с этим Кристине помогает (скорее пытается помочь) наглый сын богатого отца. В его бесцеремонных приставаниях Кристина находит тепло, которого ей так не хватало в давно потухшем семейном очаге.
Елена Черезова

В натурализме не уверена, зато в напускном лоске, перетекающем в блеск — определенно. Но это все-таки кино, а экран облагораживает.

Кристина безвозвратно (очевидно для нас, но не для нее) отдаляется от Виталия и начинает жить своей жизнью. Есть ли на радаре клише? И да, и нет. «Да» заключается в демонстрации «карьерных баталий» и невероятно исключительной тупости всех вокруг главной героини. А как иначе.

«Нет» западает в твист с иллюстрацией поворота событий не туда. Кристина находит дом в житье-бытье с эмигрантами. Почему? — Ясно. Выживать-то надо. Зачем (с точки зрения сюжета)? Чтобы дать героине новое направления движения.

Уже на этом этапе отрицать очевидную тенденцию невозможно — «Неадекватные люди 2» (в отличие от первого фильма) фокусируются на Кристине и ее психологическом состоянии.
Никита Подкуйко

И вправду, фон главных героев — масса идиотов, чьи умственные способности утрируются излишне карикатурной игрой актеров. Похвалить можно разве что Ингрид Олеринскую и Илью Любимова, исполнителей главных ролей. Глупость преподносится как нечто смешное, однако алленовские колкие фразочки, завершающие скетчи, выглядят и воспринимаются изрядно чужеродно. Забавные моменты не разбавляют серьезную историю, а вызывают некоторое чувство неловкости и условности (театральности) происходящего.

Тем временем, Кристина, «нагулявшись», выбирается из Горьковской (но далеко не горькой) ночлежки и отправляется к Виталию, который любезно предоставляет бывшей припасенные тапочки из Икеи. Признаюсь, весьма удобные. Сам в таких хожу. Не жалуюсь. Но вернемся к фильму. Ранее мы узнали, что повествование в фильме велось не линейно, и некоторые события разворачивались совсем иначе, нежели были показаны. Расемоновский ход впечатляет в первый раз, но в последующие утомляет и путает.
Елена Черезова

Да, история преломляется под точками зрения разных персонажей и достигает кульминации в моменте раскрытия ГлавГада. А именно, не удивляйтесь (СПОЙЛЕР!), психолога, который отменяет, выправляет, подтачивает проблематику первого фильма, говорящего «ничего, что ты ненормальный, если рядом с тобой есть такой же ненормальный человек».

Событие переваривания травмы и осознания возможности спасения Виталием в оригинальной ленте превращается в вынужденное принятие ситуации Кристиной и превращения ее в нормального человека. Логично, но больно. Особенно ностальгирующему человеку.
Никита Подкуйко

Неностальгирующему человеку, скорее, непонятно. Хотя некое горькое послевкусие ощущается вполне явственно. Добившаяся материального благополучия Кристина остается жить в «горьковской ночлежке» среди нескольких семей трудовых мигрантов. Виталий нашел новую пассию. Вот так. Спустя десять лет героев больше ничего не связывает. Они кропотливо выстраивали отношения, чтобы стать чужими людьми. Такое окончание выглядит нелогично, непоследовательно и беспорядочно. Возможно, режиссер указывает на хаос жизни, в которой не действуют придуманные человеком логика и порядок. На то, куда может завести Нить Ариадны в современном мире. Но в такой исход не хочется верить. И не потому что он достаточно пессимистичен. Режиссер подал эту идею смято и нелепо, припорошив противным юмором, от которого на душе сделалось гадко.
Елена Черезова

Юмора я там не приметила, но усмотрела другое — Кристина демонстрирует спартанскую выносливость и проходит все стадии принятия чуть ли не за одну сцену. Она уже прошла многое (правда, справлялась со всем уж слишком быстро-высоко и сильно) — сценарий в этом отношении себя (с горем пополам, но) оправдывает.

В итоге, равно перечеркнуто, слагаемые трансформировались, а пример остался нерешенным. Если математике нужен результат, то нам достаточно процесса. Принять новых «Неадекватных людей» можно слишком быстро, ведь, правда, так все и должно было закончится — герои повзрослели и мы повзрослели. Надевайте тапочки из Икеи, как Виталий, или убегайте из московских драм, как Кристина. Что из этого более адекватно? Вопрос.
Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Главный редактор журнала «Кинотексты»
Источник фото:
kinopoisk.ru/media/article/4003794/
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda