Идея притворятся сумасшедшими, дабы возвратиться к какому-то изначальному счастливому состоянию, высмеивая при этом лицемерное общество и бросая ему вызов, — это, скажем прямо, не очень оригинальная концепция, корни которой можно отыскать еще в (sic!) христианском подвижничестве. Например юродивыми называли странствующих монахов, пророк Исайя ходил нагим и босым в течение трех лет (в сравнении с этим Нана, одна из героинь, любящая разгуливать топлес кажется почти ученицей), а пророк Иезекииль ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помете. Но — ключевое различие — участники клуба «идиотов» существуют не в Иудее времен Ветхого Завета, а в современной Дании, — то есть ничем не рискуют и возвращаются к нормальной жизни в конце.
«Быть идиотом — это роскошь, и это шаг вперед. Идиоты — это люди будущего. Если только человеку удается найти идиота, своего собственного идиота…», — горделиво продолжает Стоффер, но впоследствии мы видим, что игра не удается, когда возникают реальные препятствия, а клуб распадается.
Во второй важнейшей, заключительной сцене Карен приводит Сюзанну (Анна Луиза Хассинг), которая никогда не прикидывается слабоумной, а всегда играет роль сопровождающего, к себе домой. Мы узнаем, что Карен потеряла ребенка и сбежала из дома, не справившись с горем, и теперь ее осуждает семья. Карен начинает изображать идиота во время семейного ужина, роняя еду мимо рта. Весь ужас ее поведения заключается в
том, что становится непонятно, игра ли это, или Карен все это время была близка к настоящему безумию. В итоге, муж Карен дает ей пощечину, а Карен и Сюзанна покидают дом. Fin.
И стилистико-технические особенности, и сам сюжет «Идиотов» послужили поводом не только для восторженных отзывов, но и для беспощадной критики. Скандальной лента считалась из-за обилия изображений голых тел (после визита чиновника Стоффер, играет которого бедняга Йенс Альбинус, в бешенстве раздевается, бежит в неглиже и кричит вдогонку испуганному уезжающему чинуше: «Сёллерёдские фашисты! Сёллерёдские фашисты!»), а также из-за сцены реального группового секса (слава богу, постановщик ограничился порно-актерами). Что характерно, режиссера снова обвинили в «сознательной эксплуатации эстетики дурного вкуса». Джон Рокуэлл, например, считает, что «Идиоты» стали самым провокационным фильмом датчанина «не только из-за откровенных сексуальных сцен, но и из-за грубости и видимого безвкусия».