геннадий гусев | 10 ИЮНЯ 2021

Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ: ДОРОГА В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ

Беззаботный тон постановки, чувство бесконечной свободы и острое предчувствие грядущей большой любви в путешествии по Москве прямолинейного Коли, мечтательного Володи и загадочной Алены

Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ: ДОРОГА В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 10.06.2021
Беззаботный тон постановки, чувство бесконечной свободы и острое предчувствие грядущей большой любви в путешествии по Москве прямолинейного Коли, мечтательного Володи и загадочной Алены
Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ: ДОРОГА В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 10.06.2021
Беззаботный тон постановки, чувство бесконечной свободы и острое предчувствие грядущей большой любви в путешествии по Москве прямолинейного Коли, мечтательного Володи и загадочной Алены

— И у вас все хорошо?

Очень!

А ведь так не бывает.

А вот бывает. Да! Бывает!

Из фильма «Я шагаю по Москве»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Георгий Данелия
Страна: СССР
Год: 1963

Существуют ностальгические фильмы, которые вызывают добрую грусть о прошлом даже у тех, кто никогда не соприкасался с показанной в ленте эпохой. «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии относится к числу таких постановок. Столица Советского Союза выступает в истории о знакомстве сибирского монтажника и начинающего писателя Володи (Алексей Локтев) с рабочим-метростроевцем Колей (Никита Михалков) и их дальнейших приключениях безмолвным, но бесконечно обаятельным героем.

Во многом это случилось благодаря стараниям оператора Вадима Юсова («Солярис», «Они сражались за Родину»). Панорамные виды, на которых город предстает немного заспанным, но по-особенному праздничным и полным энергии, соседствуют со статичными кадрами: атмосферными, завораживающими, полными мелких деталей. Москва оживает на экране, превращаясь в легкомысленную, но немного задумчивую девушку. Она слепит светом фар автомобилей, завлекает пышными интерьерами ГУМа, влюбляет в себя чистенькими улочками и причудливой игрой теней на мокром асфальте.
При работе над постановкой Юсов использовал длинный фокус. Благодаря большому углу поля зрения удаленные от камеры объекты выглядят крупными. Вследствие этого у зрителя складывается ощущение, будто оказывающиеся на заднем плане люди и предметы находятся очень близко от камеры. Таким образом второстепенные сюжеты истории вплетались в общий ритм жизни города со всеми его суетливыми прохожими, усталыми трамваями, любознательными туристами и бойкими подростками. «Оживали» и одинокие ночные фонари, и стоящие в хрустальной вазе на дальней полке цветы, и исполняющая замысловатые танцы на ветвях деревьев молодая листва.

Беззаботный тон постановки, чувство бесконечной свободы и острое предчувствие грядущей большой любви привели к тому, что картине вскоре присвоили статус главного произведения эпохи оттепели. Как и в других видных картинах того периода («Застава Ильича» и «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой), в «Я шагаю по Москве» можно обнаружить отсылки — сознательные и бессознательные — к кинематографу французской новой волны.

Впрочем, в работе Данелии связь эта не выглядит явной. Но в путешествии по Москве прямолинейного Коли, мечтательного Володи и загадочной Алены (Галина Польских), в которую одновременно влюбились молодые люди, нельзя не заметить — более важное значение приобретает не сюжет, а атмосфера.
Сценарий фильма родился из диалога Данелии и сценариста Геннадия Шпаликова. Последний во время визита в гости к создателю «Джентльменов удачи» и «Мимино» рассказал о своей новой идее. Концепция, впрочем, была еще в зачаточном состоянии: «Дождь. По улице медленно идет девушка. Босиком. Туфли у нее в руках. Ее догоняет парень на велосипеде. Он держит над девушкой зонтик. Но она, словно и не замечая своего неожиданного спутника, идет дальше».

Вскоре задумка обросла подробностями и превратилась в историю о любовном треугольнике между Володей, Колей и Аленой, в которой, однако, нашлось место и другим сюжетам: злоключениям незадачливого жениха Саши (Евгений Стеблов), выдающего себя за опытного именитого писателя острого на язык полотера (Владимир Басов), заблудившегося в огромной Москве японского туриста (Уно Масааки).

Долгую славу «Я шагаю по Москве» обеспечила также одноименная заглавная песня картины. Она написана композитором Андреем Петровым («Берегись автомобиля», «Жестокий романс»). Слова к композиции придумал Шпаликов, а строки припева «Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу…» не только навсегда вошли в историю советского кинематографа, но и замечательным образом отобразили настроения певших ее героев и общую атмосферу постановки: мечтательно-задумчивую, романтическую и теплую.

Это неудивительно, ведь все основные персонажи фильма молоды, полны сил и энергии. Впереди у героев картины вся жизнь. И, разумеется, они, как и каждый из нас в возрасте около двадцати лет, представляют свое будущее преимущественно в радужных тонах.
В своей знаменитой речи перед выпускниками Массачусетского технологического института Курт Воннегут говорил: «Наслаждайтесь силой и красотой своей юности. Пока жизнь вам не нравится, она проходит. Поверьте мне, через двадцать лет вы посмотрите на свои фотографии и вспомните с чувством, которое вы сейчас не можете понять. Сколько возможностей было открыто перед вами, и как же сказочно вы на самом деле выглядели».
Эта цитата как нельзя лучше подходит к работе Георгия Данелии — «Я шагаю по Москве» не только стал провозвестником происходивших в обществе и в стране перемен, но и в очередной раз подтвердил простую истину о том, что жизнь — замечательная штука, а молодость не стоит растрачивать на пустые дела и глупые затеи; ей стоит лишь наслаждаться.

Не зря специально для картины придумали термин «лирическая комедия». Так Данелия и Шпаликов поступили, чтобы художественный совет, рассматривающий фильмы, музыкальные композиции, романы, рассказы, стихотворения и другие художественные произведения на предмет установления их художественной ценности и соответствия идеологическим нормам, принял ленту.

Ведь первоначально члены худсовета не увидели юмора в фильме, а также постановили, что в истории «мало конфликта и драм».
Действительно, сюжет о влюбленных в одну девушку Коле и Володе так и не приводит к прямому столкновению двух молодых мужчин. Более того, зритель даже не чувствует неприязни между персонажами Никиты Михалкова и Алексея Локтева. Герои соперничают друг с другом, но конкуренция эта носит характер спортивного противостояния — молодые люди проникнуты чувством глубокого взаимного уважения друг к другу.

Подобная идеализация протагонистов очень подходит неспешному темпу постановки и ее снисходительно-дружелюбной тональности. Внесли свою лепту в это и актеры: органичный в роли простого парня из народа дебютант Михалков, интересные в образах интеллигентного юноши и обворожительной девушки Локтев и Польских соответственно.

И пусть история формально заканчивается на минорной ноте, благодаря таланту и усилиям Данелии, Юсова, художников-постановщиков и актеров, а также замечательному музыкальному сопровождению ни на секунду не покидает ощущение — все у героев «Я шагаю по Москве» непременно будет хорошо. В их сердце — весна, а впереди — новые свершения, необыкновенные приключения, нежные объятия и чистая искренняя любовь.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda