РОМАН БАЛАБАНОВ | 21 ОКТЯБРЯ 2018

КЛАССИЧЕСКИЙ ГОВАРД ХОУКС

КЛАССИЧЕСКИЙ ГОВАРД ХОУКС

РОМАН БАЛАБАНОВ | 21.10.2018
КЛАССИЧЕСКИЙ ГОВАРД ХОУКС
РОМАН БАЛАБАНОВ | 21.10.2018
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Становление коммерческого голливудского кинематографа невозможно себе представить без Говарда Хоукса — человека, который снял целый список классических картин: «Лицо со шрамом», детектив «Глубокий сон», вестерн «Красная река» и так далее. Его самые знаменитые фильмы являются образцовыми во всех смыслах.

Первое время Хоукс работал в сценарном цехе той студии, что стала впоследствии знаменитой Paramount Pictures, но из-за нереализованных режиссёрских амбиций вынужден был оттуда уйти. Этот эпизод его биографии безусловно важен, потому что профессиональная проработка сценариев его картина бросается в глаза. В частности, она хорошо заметна в таких фильмах, как «Воспитание крошки» и «Его девушка Пятница».

Первую ленту можно назвать эталонной, потому что общая сюжетная концепция обращается к жанру «комедия положений», который является классическим и восходит ещё к театральной истории. Современная публика может знать его по самой известной и, возможно, одной из самых удачных пьес жанра: «№13» английского драматурга Рея Куни. Совокупность маловероятных вероятностей суммируется с эксцентричным поведением некоторых героев, что порождает общую запутанность всего и вся, которая может разрешится...или не разрешится. Разумеется, весь этот сумасбродный винегрет щедро сдобрен шутками, гэгами и остротами. Такой стиль и сейчас популярен в буржуазной среде, потому что это хороший способ «культурно» провести время и возможность похвастаться перед друзьями, что ты ходил в «настоящий» театр…

«Воспитание крошки» является хорошим примером такой комедии, потому что Кэтрин Хепберн смогла очеловечить своего персонажа и сместить плоский образ легкомысленной дамы в сторону своеобразного, но тонко чувствующего человека. Не исключено, что её партнёр Кэри Грант может являться прототипом Росса — персонажа из сериала «Друзья». Вообще комедийные ситкомы 90-х и 2000-х во многом являются современными рецепциями этой комедии, особенно это касается линии Росса и Рейчел из вышеупомянутой истории.

«Его девушка Пятница» общей канвой похожа на «Воспитание», но в этом более позднем произведении события происходят с ещё большей скоростью, из-за чего количество шуток и перипетий на квадратную единицу времени только увеличивается. Всё тот же Кэри Грант играет теперь прохвоста, который пытается заполучить обратно свою любимую женщину (в первой ленте было ровно наоборот). События происходят ещё более хаотично, и складывается впечатление, что эксцентрика здесь введена ради самой эксцентрики. Из-за этого, на мой взгляд, страдает психологическая проработанность героев. В этом фильме они в большей степени ведут себя как сценарные функции, а не живые чувствующие люди. Несмотря на это, нельзя не отметить, что режиссёр великолепно смог запечатлеть в бурлескной манере общественно-политическую жизнь Америки начала 40-х годов.

Работы Говарда Хоукса являются образцами для подражания, и множество комедий и ситкомов до сих пор так или иначе обращаются к его наследию. Помимо непосредственного удовольствия от просмотра, его картины действительно помогают лучше и глубже понять современную комедийную индустрию.

Автор текста: Роман Балабанов
Редактор: Варя Власова
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda