К концу нулевых Голливуд открыл двери для представителей разнообразных меньшинств. Этому как нельзя лучше способствовало время — темнокожие актеры, спортсмены и музыканты становились звездами первой величины, и это уже никого не удивляло. Однако нерешенным оставался целый ряд важных вопросов.
В 2009 году впервые в истории США президентом стал афроамериканец. Это отразилось на всех сферах жизни. Так, для кино «десятые» оказались временем перемен. Это было десятилетие новых возможностей для афроамериканских режиссеров.
Состоялось преобразование американской Академии кинематографических искусств и наук (AMPAS), в состав которой под влиянием прогрессивных движений Black Lives Matter, OscarSoWhite и других общественных институтов были допущены представители меньшинств. Таким образом процент афроамериканцев в AMPAS был существенно увеличен.
Благодаря этому зажглись звезды молодых самобытных авторов. Одним из них стал Джордан Пил.
В своих амбициозных работах режиссер деконструировал блэксплотейшн, а также продемонстрировал высокий вкус и глубокие познания в искусстве. Посредством социальной сатиры и тонкой постмодернистской игры он воспел среднестатистического афроамериканца и показал, что сложности, которые стояли на его пути, никуда не пропали — они лишь приобрели другие, подчас фантасмагоричные формы.
Пил сделал себе имя в юмористических телевизионных скетчах и стендап-шоу. Начав режиссерскую карьеру, он, однако, сконцентрировался на хоррорах. Его дебют «Прочь» (2017) стал сенсацией. Фильм ужасов, который на самом деле является социальной сатирой, и социальная сатира, которая изящно притворяется фильмом ужасов, — так замысловато можно описать ленту Джордана Пила.
В «Мы» (2019) Пил рассмотрел взаимоотношения афроамериканцев и белых под другим углом, а в прошлогоднем «Нет» продемонстрировал, что и не думает сбавлять обороты. Снабдив фильм множеством отсылок к классике кинематографа, Пил снял очень личное и сложное кино, в котором сошлись мысли о прошлом, настоящем и будущем афроамериканцев.
Другой заметный автор десятых-двадцатых — Райан Куглер. Он дебютировал с остросоциальной «Станцией "Фрутвейл"» (2013), но очень скоро обнаружил в себе задатки режиссера супергероики. Сюда можно отнести и спортивную драму «Крид: Наследие Рокки» (2015), и кинокомикс «Черная Пантера» (2018), а также ее продолжение. При всей условности картины о жителях Ваканды — вымышленной страны на африканском континенте — сложно переоценить значение блокбастера для темнокожих жителей Соединенных Штатов.
Лента с полностью афроамериканским кастом не только собрала баснословные $ 1,3 млрд в прокате, но и стала первым супергеройским фильмом, номинированным на главную премию «Оскара». А многочисленные исторические отсылки, аллюзии и притягательная эстетика афрофутуризма лишь приумножили ценность постановки.
За два года до триумфа «Черной пантеры» специалистов и зрителей удивил Барри Дженкинс со своим «Лунным светом» (2016). Лента сумела взять «Оскар» в престижных номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший адаптированный сценарий». Афроамериканцев в «Лунном свете» показали с очень непривычной стороны. А проблемы толерантности и интолерантности, терпимости и нетерпимости были вкраплены в сюжет очень осторожно, почти незаметно.
Десятые принесли и еще одно важное изменение. Широкое распространение в Голливуде получил обратный вайтвошинг. В противовес традиционному, когда представителей этнических меньшинств играли белые, обратный утвердил новую парадигму — афроамериканцы начали получать роли других этнорасовых групп. Так, темный цвет кожи получили эльфы из сериала по «Властелину колец» (2022), Русалочка, Анна Болейн и многие другие персонажи.
Часть аудитории восприняла такие решения в штыки, обнаружив в этом обратный расизм. Однако другие зрители положительно оценили обратный вайтвошинг. По их мнению, если это явление художественно обоснованно, ничего плохого в нем нет. Более того, в этом можно было усмотреть не только проявление политкорректности, но и покаяние белых перед афроамериканцами за годы унижений.