ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 7 ДЕКАБРЯ 2021

ГОЛЛИВУДСКИЙ МЮЗИКЛ: ТРАНСФОРМАЦИИ И БУДУЩЕЕ ЖАНРА

Гармоничное сочетание музыкального, хореографического, драматического и оперного искусств в истории одного из самых культовых жанров голливудского кино

ГОЛЛИВУДСКИЙ МЮЗИКЛ: ТРАНСФОРМАЦИИ И БУДУЩЕЕ ЖАНРА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 07.12.2021
Гармоничное сочетание музыкального, хореографического, драматического и оперного искусств в истории одного из самых культовых жанров голливудского кино
ГОЛЛИВУДСКИЙ МЮЗИКЛ: ТРАНСФОРМАЦИИ И БУДУЩЕЕ ЖАНРА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 07.12.2021
Гармоничное сочетание музыкального, хореографического, драматического и оперного искусств в истории одного из самых культовых жанров голливудского кино
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
История голливудского мюзикла начинается с имени американского изобретателя Ли де Фореста. Первооткрыватель в области радио выступил пионером и в звуковом кино. Именно он в 1919 году подал первый в Соединенных Штатах патент на озвучивание фильмов. Его инициатива не была поддержана местными студиями. Форест не растерялся и самостоятельно создал несколько звуковых короткометражных картин.

Век немого кино подходил к завершению. 1927 год, когда состоялась премьера картины Алана Кросленда «Певец джаза», символически ознаменовал смену эпох — Голливуд вступил в новую фазу своей истории. И хоть фактически комедийная постановка с бродвейской звездой Элом Джолсоном не была звуковой картиной (в том смысле, который мы вкладываем в это понятие сейчас), а являлась лентой с синхронизированными заранее записанными музыкальной партитурой и пением, а также отдельно озвученными некоторыми репликами актеров, произведение открыло дорогу последующим звуковым лентам. Фильм чрезвычайно успешно прошел в прокате (при бюджете в 422 тысячи долларов общие сборы постановки составили 3,9 миллиона) и был отмечен в нескольких технических номинациях на Оскаре.

Уже в следующей музыкально-танцевальной картине «Без ума от песен», которая также не обошлась без участия Джолсона, обозначились основные отличительные черты мюзикла: гармоничное сочетание музыкального, хореографического, драматического и оперного искусств.

Но мюзикл — не изобретение кинематографа. Первоначально жанр возник на театральных подмостках и уже затем, с появлением звукового кино, попал на большие экраны. В древнегреческом, европейском и средневековом театрах пели и танцевали. С рождением драматического театра в середине XV века музыкально-танцевальная часть преобразилась и усложнилась сообразно тому, как преобразилась и усложнилась их сюжетная основа.
Популяризировали жанр в США либреттист Уильям Гилберт и композитор Артур Салливан — авторы комических опер «Корабль Ее Величества «Пинафор», «Пейшенс, или Невеста Банторна», «Микадо», «Пираты Пензанса, или Раб долга» и других. Комическими операми в то время называли оперы комедийного содержания, как правило, с широкой ариозностью (небольшой арией с напевно-декламационной мелодикой, часто чередующейся с речитативом) и динамичными ансамблями, разговорными диалогами в зингшпиле.

Опыт Салливана и Гилберта быстро переняли американские авторы. Мюзикл как самостоятельный жанр стал чрезвычайно востребован на Бродвее. А в конце 20-х годов он заинтересовал Голливуд, который в те годы как раз открывал для себя звуковое кино.
«Певец джаза» / реж. Алан Кросленд

ЯРКИЙ СТАРТ

Первый добившийся всенародного признания мюзикл — «42-я улица» Ллойда Бэйкона. Хореографию к ней поставил знаменитый Басби Беркли — режиссер, ответственный за успех многих танцевально-музыкальных лент того времени.

1930-е ознаменовали собой новую эру в развитии кинематографа — зрительское внимание захватили мюзиклы. Это, в свою очередь, привело к появлению системы звезд.

Самым ярким актером мюзикла был, без сомнений, Фред Астер. Его карьера начиналась с театра, а массовому зрителю он известен прежде всего по ролям в классических музыкальных фильмах «Веселый развод», «Цилиндр», «Время свинга». Экранный дуэт в этих постановках Астеру составила Джинджер Роджерс, с которой у актера в итоге набралось десять работ. Их союз стал одним из самых успешных в истории классического Голливуда.
Фред Астер также прославился как хореограф и автор песен в своих фильмах. Кроме того, он одним из первых в индустрии стал использовать танец не просто как зрелище, но как двигатель сюжета.

Такова роль танца в яркой постановке Х. Брюса Хамберстоуна «Серенада солнечной долины». Созданная при участии биг-бэнда знаменитого джазового музыканта Гленна Миллера картина — захватывающая любовная история, помимо прочего, подарившая миру песню «Chattanooga Choo Choo» («Поезд на Чаттанугу»). Композиция не только стала визитной карточкой фильма, но и пользовалась популярностью в отрыве от него. Так, в 1996 году песня была добавлена в «Зал Славы Грэмми».

Мюзиклы не только властвовали в бокс-офисе, но и постоянно открывали новых звезд. Помимо Астера, состоялись в профессии во многом благодаря музыкальным фильмам Джин Келли («Увольнение в город», «Поющие под дождем»), Джуди Гарленд («Бродвейская мелодия 1938 года», «Волшебник страны Оз»), Рита Хейворт («Ты никогда не будешь богаче», «Ты никогда не была восхитительнее»). А посетители кинотеатров засматривались «Цилиндром» Марка Сэндрича, «Плавучим театром» Джеймса Уэйла, «Янки Дудл Денди» Майкла Кертица и другими постановками. Всего в 30-х в США в прокат вышло более ста мюзиклов.

В сороковые и в начале пятидесятых мюзиклы все еще оставались на плаву — пик интереса к музыкальным картинам был пройден, но люди все еще покупали билеты на ленты подобного толка — «Встреть меня в Сент-Луисе», «Театральный фургон» и «Американец в Париже» Винсента Миннелли, «Увольнение в город» Стэнли Донена и Джин Келли, а также некоторые другие ленты были встречены с прежним энтузиазмом.
Однако в 50-х годах началось активное развитие телевидения, и Голливуд несколько утратил свои позиции. Для мюзиклов настали непростые времена.
«Цилиндр» / реж. Марк Сэндрич

ПЕРИОД ЗАСТОЯ

Спад интереса к музыкальным фильмам был вызван не только появлением разнообразных ТВ-шоу. Были и другие причины, из-за которых мюзиклы на продолжительное время ушли в тень.

Одна из них — отмена кодекса Хейса. Упразднение свода цензурных правил, призванных бороться с аморальными идеями, привело к моде на реалистичные мрачные картины.
Но даже в такой сложный для мюзиклов период Голливуд подарил миру несколько по-настоящему запоминающихся музыкальных проектов. В первую очередь это «Вестсайдская история» Роберта Уайза и Джерома Роббинса, «Звуки музыки» того же Уайза, «Мэри Поппинс» Роберта Стивенсона, «Звезда родилась» и «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора.

«Вестсайдская история», несмотря на простой сюжет (картина представляет собой переработку сюжета о Ромео и Джульетте) со временем обрела народную любовь. Для американцев остросоциальная тематика криминальной музыкальной драмы оказалась очень близка и понятна — ленту до сих пор регулярно показывают по ТВ, ее любят и ценят, а Стивен Спилберг в этом году выпустил свою версию одноименного бродвейского мюзикла.
С другой стороны, снижение количества полнометражных музыкальных фильмов привело к тому, что увеличилось число бродвейских постановок. Специализирующиеся на мюзиклах режиссеры и актеры с воодушевлением брались за театральные проекты. Неудивительно, что многие из выстреливших в 50−60-е годы ленты оказались экранизациями бродвейских хитов: «Вестсайдская история», «Смешная девчонка», «Звуки музыки».

Но были в жанре и авторы, которые сумели подстроиться под изменившимися условия. В 1973 году вышел фильм Нормана Джуисона «Иисус Христос — Суперзвезда». Это была киноверсия рок-оперы композитора Эндрю Ллойда Веббера и поэта Тима Райса. Ее рискованное содержание (ортодоксальный христианский сюжет уступил место бурной авторской фантазии) в совокупности с радикальными художественными приемами противопоставляли постановку ванильным мюзиклам классического Голливуда.

Застой в жанре способствовал появлению необычных проектов, существование которых в прежние годы было невозможным. Один из таких — низкобюджетный и экспериментальный «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Работа Джима Шармена была крайне скептически встречена публикой, но обрела популярность спустя время.

Семидесятые, восьмидесятые и девяностые оказались для мюзиклов еще более темным временем, чем предыдущие два десятилетия. Количество музыкальных фильмов еще больше сократилось, а качественные постановки практически не появлялись. Из заметных картин того периода можно отметить «Бриолин» с Джоном Траволтой, «Кабаре», «Томми», «Багси Мэлоун», «Весь этот джаз», «Волосы» и «Славу», а также диснеевский анимационный фильм «Красавица и чудовище».

Но все изменилось с приходом нового тысячелетия.
«Вестсайдская история» / реж. Джером Роббинс, Роберт Уайз

НОВОЕ НАЧАЛО?

Два десятилетия XXI века не возродили жанр полностью, но заставили поверить, что впереди у него светлое будущее. Молодые авторы привнесли новое в музыкальные фильмы.
Они разрушают правила жанра и выдают щедрые реверансы в сторону голливудских мюзиклов первой половины двадцатого столетия («Ла-Ла Ленд»), удивляют обилием ярких имен и хитов (существует отдельный поджанр jukebox musicals, саундтреки фильмов которого состоят из крупных поп-хитов прошлого), по-постмодернистски задействуя знакомые мотивы, со свежим взглядом смотрят на знакомые классические произведения прошлого и используют многие достижения технологического прогресса («Отверженные»).

В наши дни мюзиклы все больше внедряются в современную поп-культуру, сбрасывая остатки былого консерватизма. Музыкальные картины совсем не стесняются быть экстравагантными, они пытаются соответствовать духу времени и говорить с молодой аудиторией на ее языке.

Например, в 2020 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Гамильтон» — произведения о первом министре финансов США Александре Гамильтоне, рассказанная при помощи хип-хопа и демонстрирующая многие актуальные проблемы американского общества последних лет. Практически нет сомнений, что в будущем работа режиссера Томаса Каила будет перенесена на большие экраны.

Мюзиклы заняли свою нишу и на телевидении. «Империя», «Нэшвилл», «Чокнутая бывшая» и другие постановки при помощи музыки, танцев и пения рассказывают увлекательные истории о борьбе за власть, бесперспективной погоней за уходящими славой и молодостью, сложностях жизни с психическими заболеваниями. Несерьезно говоря о серьезном, используя запоминающиеся хореографические номера, возводя в абсолют градус напряжения, эти сериалы обзавелись постоянными поклонниками и сумели закрепиться в сознании молодой аудитории как качественные и интересные проекты.

Смогут ли и дальше мюзиклы идти в ногу со временем, пока не совсем понятно. Есть вероятность, что нынешние постановщики, подобно создателю «Ла-Ла Ленда» Дэмьену Шазеллу, будут ревизионистски подходить к созданию танцевально-музыкальных лент. Также существует шанс, что жанр еще больше видоизменится, подстроится под современные реалии. Нельзя сбрасывать со счетов и возможность того, что мюзиклы окажутся забыты, как в свое время канул в лету на долгие десятилетия вестерн.

Но что бы ни случилось, «42-я улица», «Поющие под дождем», «Вестсайдская история» и другие фильмы с воодушевляющими сюжетами и харизматичными героями навсегда останутся с нами. Ведь при помощи танца и песни можно выразить какое угодно настроение и рассказать любую историю.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda