АНТОН СМИРНОВ | 11 ИЮЛЯ 2022

ХИРОСИМА, МОЯ ЛЮБОВЬ: ОПАЛЕННЫЕ ПРОШЛЫМ

Знаменитая драматическая притча Алена Рене, воплощающая в двух людях трагические судьбы не просто мужчины и женщины, но целых миров

ХИРОСИМА, МОЯ ЛЮБОВЬ: ОПАЛЕННЫЕ ПРОШЛЫМ

АНТОН СМИРНОВ | 11.07.2022
Знаменитая драматическая притча Алена Рене, воплощающая в двух людях трагические судьбы не просто мужчины и женщины, но целых миров
ХИРОСИМА, МОЯ ЛЮБОВЬ: ОПАЛЕННЫЕ ПРОШЛЫМ
АНТОН СМИРНОВ | 11.07.2022
Знаменитая драматическая притча Алена Рене, воплощающая в двух людях трагические судьбы не просто мужчины и женщины, но целых миров
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ален Рене
Страны: Франция, Япония
Год: 1959

В послевоенной Хиросиме встречаются двое — французская актриса, снимающаяся в фильме о трагедии этого города, и японский архитектор, знакомый с ужасами атомных бомбардировок не понаслышке. Их страстный роман продлится всего лишь 24 часа, и он послужит поводом для осознания героями груза своего прошлого и высвобождения нестерпимой душевной боли от пережитых событий.

Первоначально режиссер Ален Рене хотел, чтобы сценарий этой картины написала Франсуаза Саган, но она не согласилась. Тогда он обратился с этой просьбой к другой известной писательнице, Маргерит Дюрас, и результат ее трудов был удостоен номинации на премию «Оскар». Рене говорил, что видел построение сценария картины по четкой схеме музыкального произведения, и те, кто читал ее знаменитого «Любовника», поймут, насколько прихотливо-витиеватый язык Дюрас подходит для воплощения авторской задумки. Для писательницы были типичны «флэшбеки внутри флэшбеков», постоянные переходы от интимно-страстного, на уровне исповеди, повествования до отстраненно-бесстрастных констатаций, а также замена собственного «я» на местоимения третьего лица. Словом, оформленный на бумаге поток сознания словно некий вид свободно-ассоциативного письма, в котором присутствуют высокое поэтическое изящество, обилие метафор и внутренний диалог, призванный помочь разобраться в себе, проанализировать неосознанные до конца чувства и тем самым хоть немного избавиться от груза душевных мук — именно то, что и хотел получить Ален Рене от драматургии.
Своеобразием поэтической формы фильм действительно напоминает визуализированную мелодию из голосов, повторяющихся реплик, эмоций и образов — Рене рассказывал, что перед написанием сценария изложил Маргерит Дюрас алгебраическую концепцию своего будущего творения. В результате постановщик смог создать очень тонкий фильм-ощущение, когда на зрителя воздействуют не столько сюжетные перипетии, сколько заданное настроение, смыслы и аллюзии, что, например, делали Вонг Кар-Вай в «Любовном настроении» и София Коппола в «Трудностях перевода». Начинаясь с подробного погружения в жуткое прошлое разрушенной Хиросимы, контрастно оттеняемой нежностью любовных ласк, картина начинает рифмовать мотивы жизни и смерти, любви и ненависти, наслаждения и страдания, поначалу преподнося историю как невозможность двух миров осознать трагедию друг друга, не проживая ее изнутри. «Я все видела в Хиросиме, все», — говорит Она, на что Он отвечает: «Ты ничего не видела в Хиросиме. Ничего». Здесь и начинается исповедь главной героини, которая, как могло бы показаться, была способна оценить нечеловеческие страдания и чудовищные разрушения исключительно как человек со стороны. Всего лишь очередная западная туристка из многих, как было сказано в фильме, плачущих от увиденного.

Фактически, большая часть картины — это изумительный моноспектакль замечательной актрисы Эммануэль Рива, чья героиня раскрывается любовнику, выступающему беспристрастным слушателем и оказавшимся единственным человеком, с которым она могла поделиться своей историей, которая, в свою очередь, оказывается новым витком заложенных в фильме смыслов. Не испытавшая на себе последствий ядерной бомбардировки, эта женщина, однако, хранит в сердце собственную маленькую трагедию, ставшую для нее своей собственной Хиросимой, разрушившей всю прежнюю жизнь, а именно — обреченную и порицаемую окружающими любовь к немецкому солдату. За короткий миг это пылкое чувство опалило ее, изменив полностью на всю оставшуюся жизнь, и заодно заставило познать, насколько несправедлива война, какую ненависть и жестокость она порождает, безжалостно отбирая у людей не только близких, но и важную долю человечности.
Несмотря на первостепенную важность темы страданий и нанесенных войной шрамов, телесных и душевных, прежде всего, фильм Рене — о мире. Героиня Рива открыто говорит об этом, поскольку не представляет себе иного места, где можно было бы создать кино о важности пацифизма. Тем самым послевоенная Хиросима становится идеальным фоном для развивающихся событий и заложенных метафор: разрушенный дотла, но поднимающийся из пепла город, кровоточащая рана которого только-только начала затягиваться. Как и эта женщина, лишь пытающаяся позволить себе чувствовать и двигаться дальше, жители Хиросимы постепенно привыкают к радостям тихого быта и мирного неба над головой, выходя из домов и прогуливаясь по вечерним берегам реки, словно еще не могут поверить, что на их головы больше не обрушится ярость, равная мощи тысячи солнц. Стараниями операторов Саши Вьерни и Митио Такахаси проплывающая по улицам Хиросимы и французского Невера камера сплетает эти города и трагедии, в них произошедшие, в один узор, подобно страстным объятиям француженки и японца, которых, как и мир, спасет только любовь. Пускай недолгая, обреченная, мучительная, но очищающая от ядовитого пепла, целительная и воскрешающая. Неслучайно в самом конце неназванные авторами герои наконец обретают имена, которые чуткий зритель уже сам мог им дать к середине фильма — Хиросима и Невер.
Многослойность сюжетной композиции наверняка предоставит аудитории множество возможностей для восприятия, разумеется, при условии принятия правил авторской игры, призванной отказаться от линейного повествования. И наверняка многим может показаться весьма спорным столкновение проблем Востока и Запада, представленное сопоставлением таких, казалось бы, несоизмеримых вещей, как драма влюбленной в немецкого солдата девушки и гибель тысяч людей. Но, как верно подметил историк, критик и теоретик кино Виктор Божович, основная заслуга фильма Рене в том, что «человечество только тогда окажется на уровне требований гуманизма, когда гибель одного безвинного будет восприниматься как трагедия, равная Хиросиме. Тогда и только тогда станут невозможны новые Хиросимы».

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda