геннадий гусев | 15 ОКТЯБРЯ 2020

ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ

Фильм, в котором цитаты из творчества Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского перемежаются отсылками к Ветхому Завету, а мрачное пессимистическое настроение лишь немного рассеивается ближе к финалу

ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 15.10.2020
Фильм, в котором цитаты из творчества Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского перемежаются отсылками к Ветхому Завету, а мрачное пессимистическое настроение лишь немного рассеивается ближе к финалу
ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 15.10.2020
Фильм, в котором цитаты из творчества Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского перемежаются отсылками к Ветхому Завету, а мрачное пессимистическое настроение лишь немного рассеивается ближе к финалу

— Кали-юга – это конец. Эра заката человечества.

Из фильма «Высшее общество»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Клер Дени
Страна: Великобритания, Франция, Германия, Польша
Год: 2018

В «Высшем обществе» Клер Дени цитаты из творчества Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского перемежаются отсылками к Ветхому Завету, а мрачное пессимистическое настроение лишь немного рассеивается ближе к финалу.

Как и в классической ленте режиссера «2001 год: Космическая одиссея», в своей постановке автор «Шоколада» и «Славных ублюдков» изучает проблемы одиночества и природы человеческого «я». С работами советского кинематографиста «Высшее общество» роднят принципы построения кадра (симметрия, обилие длинных кадров), метафизические мотивы, семиотика как способ многовариантного толкования образов и сновидения: молчаливые, чувственные.
Священное Писание проступает сквозь ткань повествования в виде фигур Адама и Евы, неспешно, но уверенно движущихся к грехопадению. В роли первых в фильме предстают отец и дочь — Монте (Роберт Паттинсон) и Уиллоу (Джесси Росс), — а символом первородного греха становятся инцест и черная дыра как конечная точка затяжного путешествия.

Именно на ее орбите находится исследовательская станция с преступниками, осужденными на пожизненное заключение или смертную казнь, но отправившимися с миссией по изучению гипотезы процесса Пенроуза. То есть с целью доказать, что квантовая гравитация ведет к коллапсу волновой функции. Попутная задача группы — обеспечить непрерывность процесса размножения. Таким образом миссия не закончится и после того, как умрет самый старший участник коллектива. Но руководитель команды доктор Дибс (Жюльет Бинош) никак не может добиться желаемого — из-за космической радиации дети здесь рождаются мертвыми.

Герои с трудом находят между собой общий язык, а черная дыра ассоциируется в фильме с женским влагалищем, которое в итоге поглотит все: Монте с Уиллоу, космический корабль, остальных членов экипажа, а следом и все человечество.

При помощи лапидарных спецэффектов (визуально «Высшее общество» напоминает «Солярис» Тарковского с его комбинированными съемками, однотонными задниками и условным изображением космического пространства), минорно-торжественной музыки, нелинейного повествования и ярких изобретательных сцен (в одной из них мы видим, как работу героя Паттинсона в открытом космосе внезапно прерывает… детский плач, в другой — становимся свидетелями инфернальной мастурбации персонажа Бинош) Дени обращается к ассоциативно-образному мышлению.
История отправившихся в неизвестное людей — способ показать эротические переживания оказавшихся в ловушке, фактически потерявших жизненные ориентиры людей, а также поставить страшный диагноз человечеству. В одной из земных сцен его озвучивает безымянный профессор, объясняющий суть путешествия исследователей. Он говорит о бессмысленности бытия и скором конце существования человечества.

Угрозой жизни становится, как ни странно, всепоглощающее желание. Вглядываясь в человека, Дени приравнивает его к животному. В ленте обнаруживаются фрейдистское мотивы, ведь даже в космосе человек не в состоянии обуздать свои инстинкты.

Наполняя фильм натуралистическими эпизодами (в кадре оказывается сперма, кровь, пот, грудное молоко и женские выделения) и созерцательными (безмятежное дитя в тесной каюте космического корабля, «парящие» в космосе, словно проваливающиеся в бездну, люди), прибегая к иносказанию, ставя форму выше смысла, режиссер придает картине поэтичности. И пусть научное обоснование миссии группы выглядит надуманным, а выбор членов экипажа — лишенным логики. Это не мешает постановке превратиться в цельное высказывание, не всегда последовательное, но изящное, визуально завораживающее и проникновенное.

Отдельные эпизоды «Высшего общества» по-настоящему восхищают. Например, встреча Монте и Уиллоу с другим кораблем, почти бессловесная, завораживающая. Она принесет отцу и дочери радость, тревогу и разочарование. Или эпизоды с Монте и ребенком — смешные и печальные.
Картина выглядит и как назидательная притча о целомудрии, и как неспешный триллер о межзвездных путешественниках, и как непритязательная мелодрама о бесконечном искуплении, и как научно-фантастическая драма, демонстрирующая вступающие в противостояние с экзистенциальным страхом древние человеческие инстинкты.

Противоречивы из-за этого конфликта и поступки героев. Испытывая дикое вожделение, женщины отвергают мужчин, а самым лучшим для них оказывается внешне непоколебимый, не вызывающий вроде бы никакого интереса к противоположному полу человек. Но и кандидатура последнего оказывается в итоге подвергнута сомнению — идеальных совпадений не бывает, а люди по сути своей ничем не отличаются от травы, растущей в оранжерее на космической станции.

Пока есть воздух, свет и вода, жизнь продолжается, но мы, хоть и принадлежим к животным, словно представители мира растительного, не в состоянии оторваться от земли и взлететь вверх, к звездам. Стать независимыми от желаний. Скорее, нас затянет очередная черная дыра.

Но станет ли она для горделивых путников новым Эдемом? Или превратится в подобие ада, где процветают инцест, насилие и порочные страсти? Когда человек минует горизонт событий — предположительную трехмерную поверхность в пространстве-времени вокруг черной дыры, пересекший которую любой материальный объект не имеет шанса вернуться обратно — останется ли он прежним, перестанет существовать или превратится в идеальную версию себя?

В «Высшем обществе» автора не интересуют физическое обоснование сути вещей. Постановщица размышляет о том, может ли зачатие быть беспорочным, а секс — продолжением рода, или он является способом удовлетворения и одной из форм проявления любви, прекрасной и одухотворенной. И если так, то почему в жизни встречаются случаи любви платонической. Разве они — не доказательство отличия человека от животного?

Ответов Клер Дени не дает.
Беспросветный мрак межзвездного пространства, смутные мечтания членов экипажа о будущем, выдержанный Монте, соблазнительная миссис Дибс, которая оказывается то ли аллегорией беспристрастной матери-природы (в одной из сцен женщина рассказывает, как убила собственных детей), то ли собирательным образом отправляющегося в небытие человека, скромные интерьеры космического корабля, а также умиротворяющие и вызывающие тихую тревогу земные пейзажи являются составными частями сложной мозаики фильма.

Величественный ужас вселенского «ничто» сталкивается с проблемами идентичности (Монте-отец, Монте-любовник, Монте-друг) и непреодолимым страхом перед физическим влечением. Самоубийственная миссия экипажа «Высшего общества» — демонстрация внешне лишенного смысла пути человечества. А сам фильм — попытка нащупать фундаментальную истину, скрытую за простыми желаниями и потребностями, животными инстинктами и естественными порывами. Финал истории оставляет простор для фантазии, но эмоциональное сближение Монте и Уиллоу дает надежду, что для нас еще не все потеряно.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda