АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 20 МАРТА 2020

АЛИС ГИ-БЛАШЕ:
ИСТОРИЯ В РАКУРСЕ

История одна из первых женщин-режиссеров мирового кинематографа, продюсера и автора первого фантастического фильма-феерии как необычной интерпретации действительности на экране

АЛИС ГИ-БЛАШЕ: ИСТОРИЯ В РАКУРСЕ

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 20.03.2020
История одна из первых женщин-режиссеров мирового кинематографа, продюсера и автора первого фантастического фильма-феерии как необычной интерпретации действительности на экране
АЛИС ГИ-БЛАШЕ: ИСТОРИЯ В РАКУРСЕ
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 20.03.2020
История одна из первых женщин-режиссеров мирового кинематографа, продюсера и автора первого фантастического фильма-феерии как необычной интерпретации действительности на экране
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Кто она — первая женщина, основавшая кинокомпанию, подарившая зрителю крупный план и изменившая стиль киноисторий? Почему её имя должно громко звучать наряду с именами братьев Люмьер, но, в итоге, затерялось в исторических справках? Алис Ги-Блаше — одна из первых женщин-режиссеров мирового кинематографа, продюсер и автор первого фантастического фильма-феерии. В XIX веке она доказала, что может работать наравне с мужчинами.
Алис Ги-Блаше (1873 — 1968)
Алис Ги-Блаше родилась в Париже и в 21 год устроилась секретаршей на студию Лео Гомона. Компания Comptoir Général de Photographie, производила оптическое и фотографическое оборудование. С расширением студии девушка берётся за написание сценариев, начинает снимать фильмы и играть в них роли.

Ги-Блаше была одной из приглашенных гостей на демонстрацию синематографа братьев Люмьер 22 марта 1895 года. Тогда показывали фильм «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе». На экране работники покидали фабрику после завершения рабочего дня. Показ повлиял на Алис — она увидела возможность для производства не просто картин с эффектом документального повествования, а полноценных художественных полотен. В приоритете для нее была качество и постановочный оттенок съемки. Она выстраивала кадр подобно художнику. В ней присутствовало чутье на естественность, а творческий энтузиазм взывал к необычным интерпретациям действительности на экране, отличным от реального положения вещей. Так, в сюжеты ее картин всегда были заложены спецэффекты и трюки. В эпизоде «Капустной феи, или рождение детей» она решает показать как это — найти ребёнка в саду. В одной из сцен изящная дама будто из огромных розовых бутонов, а не из капусты неправдоподобных размеров, «собирает» детей. За сценарий и режиссуру фильма, который длился всего 60 секунд, отвечала Алис Ги-Блаше. Наряду с работой Жоржа Мельеса, эта кинолента рассматривается как старейший художественный фильм после «Политого поливальщика» братьев Люмьер.

В начале 1900 года Гомон разрабатывает синхронизированную систему звука — хронофон и Алис подключает к черно-белым картинкам звук. Так, она стала первым постановщиком звукового кино. За 5 лет — с 1902 по 1907 гг. она сняла более сотни фоносцен.
Плоды феминизма
В фильмах Chez le Magnétiseur (1898), Scène d’escamotage (1898) и L’Utilité des Rayons X (1898) уже можно проследить авторский почерк режиссёра: проявляется её любовь к сценам с переодеваниями (в фильме Escamotage фокусник превращает женщину в обезьяну, т. е в мужчину в костюме обезьяны, а в фильме Magnétiseur гипнотизёр вводит женщину в транс, а затем с помощью магнетической силы срывает с нее одежду и демонстрирует, что она на самом деле мужчина). А La Petite Magicienne (1900) можно интерпретировать как пример феминистического проявления характера Ги Блаше — роль фокусника исполняет девушка, которых ранее на такие роли не брали.

В 1907 году Ги-Блаше переезжает в Америку. Здесь начинается её самостоятельный путь в кинопроизводство. Она арендует у Гомона часть помещений нью-йоркской киностудии и создаёт компанию «Солакс Компани», а затем открывает киностудию в Нью-Джерси. «Солакс Компани» начинает производить по одному трёхчастному фильму в неделю. Алис Ги создаёт сценарии и выступает в качестве режиссера не менее чем в половине таких фильмов. Затем она предлагает разделить руководство компанией «Солакс» со своим мужем — Эрбером Блаши. Так она хотела снять с себя обязанности директора и посвящать больше времени творческой деятельности. Но уже через три месяца её муж создает свою фирму «Blaché Features Inc», используя базу актёров и наработки кинокомпании жены. С началом Первой мировой войны и перемещением центра кинопроизводства в Голливуд, дела у компании Ги идут плохо. В итоге неудача оборачивается банкротством. После этого Эрбер Блаши перебирается в Калифорнию с одной из своих актрис, а Алис Ги остаётся в Нью-Йорке. Последней её работой стала драма «Запятнанная репутация». Её она поставила вместе с мужем в 1920 году.

По некоторым данным с 1896 по 1920 годы она сняла более 1000 фильмов, 22 из которых — полнометражные. Её работа в кинематографе продолжалась 24 года, а это считается примером долгой карьеры среди других первопроходцев в индустрии.
На съемках фильма Эсмеральда (1905)
В 1922 году Алис Ги возвращается во Францию. Её попытки найти работу в кинопромышленности у себя на родине ни к чему не приводят. Её вклад в развитие кинематографа постепенно забывают. Но напомнить о себе она решает в 1947 году. Алис Ги-Блаше читает лекции в женских клубах в Швейцарии, пишет мемуары.

Первые фильмы авторства Ги-Блаше, которые сохранились до наших дней, обнаружили в 1999 году. На западе Франции, барахольщик (старьевщик?) разбирал вещи в старом доме и нашел целлулоидные пленки. Их он продал кино-коллекционерам. Большая часть была испорчена из-за неправильных условий хранения. Распознать удалось 15 кинолент Ги-Блаше.

Сейчас об Алис Ги вспоминают ежегодно. С 2017 года учредили премию в ее честь, которую вручают женщинам-режиссерам. 2 года назад на Каннском кинофестивале представили документальный фильм о её жизни «Be Natural: The Untold Story of Alice Guy-Blaché». Режиссером выступила Памела Грин. Отзывы о версии фильма, показанной в Каннах, были более чем положительными. Журналист издания Deadline прокомментировал его как «Лучший (и наименее заметный) фильм в Каннах. А автор The Hollywood Reporter считает, что «Be Natural: The Untold Story of Alice Guy-Blaché" — это своевременный вклад в международную беседу о проблемах, стоящих перед женщинами-кинематографистами». Даже если очередная волна феминизма и подталкивает создавать подобные киноленты и вспоминать о женщинах, которые были первыми в своём ремесле, но в итоге не заслуженно канули в лету — пусть так. Недостающие страницы истории кино нужно обнаруживать, о них нужно помнить, для того, чтобы иметь возможность видеть полную картину происходящего со всевозможных ракурсов.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda