Парадокс «Гунды» заключается в том, что она, будучи документальной лентой, заходит на ту же территорию рассуждений, что и Ханеке в 90-е годы. Не демонстрируя убийства как такового, фильм взывает к зрительской эмпатии с помощью изображения крайне человеческой реакции животного, в одночасье лишившегося смысла существования. Не нужно психопата-садиста, не нужно ужасающей сцены посмертных конвульсий убиенной твари. «Гунда» обходится малым — сознанием, что подобного рода несправедливость повсеместна и происходит регулярно в любой точке земного шара. Убийство на экране в финальном эпизоде «Гунды» — буквально убийство в реальности.
Косаковскому было важно лишить царство зверей человеческого присутствия, посему отказ от вербальности — речи людей и сопровождающих титров — решение как нельзя кстати уместное. Дистанцировать повествование от рационального, проговариваемого и приблизить к чувственному, неподконтрольному и едва осязаемому. Язык «Гунды» — неловкое передвижение одноногой курицы, звон коровьих колоколов, интимные сцены взаимоотношений свиноматки с детенышами; вкус свободы и жизни, который вкушает каждое из животных перед тем, как лечь на разделочный стол.
Скотный двор совместно погружается в натуральную среду — бороздит пролеси и поля, греется на солнышке. Зритель знает, что идиллия этих животных не продлится долго, но добровольно обманывается — разделяет с ними чувство безграничной свободы и бегства от загонно-хлевного существования. Он успевает привыкнуть к непоседливым поросятам, начинает различать их повадки, наблюдает, как за полтора часа хронометража из беспомощных новорожденных они вырастают в пятимесячных нахалов.
Под нож идут не только детеныши Гунды, но и проникновенная зрительская душа; дробленые метания свиньи после катастрофы сродни растерянности свидетелей происшествия — нас самих. Знание исхода не дает зрителю гарантию эмоциональной стабильности — в пучину внутренней опустошенности и безысходности он, скорее всего, погрузится, как и героиня фильма.
Примечателен в этой связи инфоповод, будораживший интернет последние пару месяцев. На просторах YouTube появился японский аккаунт «Eaten Pig After 100 Days», название которого не стоит воспринимать двусмысленно; на нем пользователь действительно на протяжение ста дней публиковал видео с поросенком, а на сотый, как и было обещано, приготовил животное на гриле. Вышел бы смелый, оригинальный и в то же время кошмарный интернет-перформанс, если бы после кульминационного видео хозяин свиньи не выпустил еще три ролика с абсолютно целой и невредимой тварью.
Вне всяких сомнений автор канала смотрел фильм Виктора Косаковского, ведь в корне его видеороликов лежит то же медитативное погружение смотрящего в интимную жизнь животного. Через невинные игры, приемы пищи, трогательные, забавные моменты и даже кадры с дефекацией. Натуралистичность и повторение каждодневных ритуалов вызывают у зрителя привязанность и чувство сопереживания в моменты неудач; просыпается родственное ощущение близости, возникающее, как правило, через познание поведения и привычек другого. В медленности и постепенном погружении — основа здоровой человеческой эмпатии, которую не стыдно проявить даже к свинье.