Режиссер: Цзянь Вэнь
Страна: Китай
Год: 2000
К такому компартия Китайской Народной Республики оказалась явно не готова. Второй фильм негласного обладателя титула «китайский режиссер за номером три» Цзяна Вэня был забракован цензорами с пометкой «акт антиправительственной пропаганды, извращающий историю и наносящий вред китайско-японским отношениям». Родной прокат картина обошла стороной, зато проникла в конкурсную программу 53-го Каннского кинофестиваля. Да не просто проникла, а взяла, хотя, чего уж там преуменьшать, яростно вырвала заветное Гран-При из цепких лап Триера, Ханеке, Лоуча и Кар-Вая.
До французов из отборочной комиссии пленка с «Дьяволами у порога» добиралась окольными путями. Вроде бы очевидно, что в стране, до основания разваленной и кирпичик за кирпичиком пересобранной руками товарища Мао и дядюшки Сяопина, за такого рода фривольности надобно стучать по темечку, да и не поздно еще замочить бамбуковую розгу. Однако цель оправдывает средства — последовавшие за конкурсом в Каннах временный запрет на режиссерскую деятельность да парочка другая лет, проведенных в творческих мытарствах, стоили того, чтобы имя Вэня, вчерашнего актера-дебютанта, за пределами Поднебесной ранее никому неизвестное, потеснило на пьедестале почета Чжана Имоу на пару с Ченом Кайге.
Примечательно, что обозначенных выше «исторических извращений» в «Дьяволах» нет и в помине. Последние месяцы Второй Мировой, когда недавно фанатичные японские вояки устали безрезультатно бороться супротив безграмотных китайских аграриев, воссозданы с завидным вниманием к еле заметным деталям быта враждующих народностей. Цзян Вэнь приложил немало усилий к тому, чтобы каждый объект, захваченный объективом шебутной камеры Гу Чанвэя выглядел аутентично, будь то засаленная полевая форма оккупантов, поблескивающий в свете Луны ствол трофейного «Маузера» под патрон 7,63 мм или традиционное убранство сельской лачуги, возведенной на закате существования царской династии Цин.