ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23 ОКТЯБРЯ 2023

ГРАН ТУРИЗМО: ДОРОГА В ЖИЗНЬ

«Не совсем экранизация» видеоигры от кинофантаста из ЮАР

ГРАН ТУРИЗМО: ДОРОГА В ЖИЗНЬ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.10.2023
«Не совсем экранизация» видеоигры от кинофантаста из ЮАР
ГРАН ТУРИЗМО: ДОРОГА В ЖИЗНЬ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.10.2023
«Не совсем экранизация» видеоигры от кинофантаста из ЮАР
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Думаю, ты можешь быть лучшим.


Из фильма «Гран туризмо»

Режиссер: Нил Бломкамп
Страны: США, Япония
Год: 2023

Когда перед тобой стоит невыполнимая задача, а родной отец отказывает в поддержке, хочется опустить руки. Но трудности помогают закалить характер и понять, чего ты стоишь на самом деле. Ведь дорога к мечте никогда не бывает простой. Тем более если это трасса на скоростном автодроме.

Идея о преодолении себя лежит в основе нового фильма Нила Бломкампа, автора «Района № 9» и «Робота по имени Чаппи». «Гран туризмо» вдохновлен популярной серией видеоигр Gran Turismo и реальной историей Янна Марденборо. Британский спортсмен победил в виртуальных гонках реалити-шоу GT Academy — соревновательной системы для превращения геймеров в профессиональных гонщиков.
Картина выстроена в соответствии с основными принципами спортивной драмы. Это история аутсайдера, который пытается ворваться в когорту лидеров.

Впрочем, называть Янна (Арчи Мадекве) неудачником не совсем верно. К своим девятнадцати годам молодой человек — один из лучших игроков Gran Turismo в своей стране. На Янна засматривается миловидная Одри (Мэйв Куртье-Лилли), а друзья его во всем поддерживают.

Марденборо проводит почти все свое свободное время за приставкой. Он жаждет стать автогонщиком, но обучение «на пилота» — дорогое удовольствие, которое не по карману его отцу Стиву (Джимон Хонсу), знаменитому в прошлом футболисту.

Последний уже и не надеется, что из сына выйдет толк. Отношения между ними не ладятся, поэтому единственной отрадой для Янна становится мечта о профессиональных гонках.

Марденборо целеустремлен. Он хватается за предоставленный ему шанс, проявляет волю, демонстрирует лучшие человеческие качества и, кажется, готов идти до самого конца.

С другой стороны, протагонист — не герой с большой буквы. Он самый обычный человек, и зрителю легко отождествлять себя с ним. Застенчивость молодого человека вкупе с его страхом перед неизведанным и неуверенностью в себе оказываются тем якорем, который тянет Янна на дно.

Впрочем, психологизма в произведении — толика. В большей степени оно концентрируется на создании соревновательного духа и изображении драйвовых гонок. Неприветливые тучи Силверстона и полуденный зной Дубая, северные ветра Нюрбурга и ночные дожди Ле-Мана становятся дополнительными противниками Янна.
Скользящая над шоссе камера Жака Жуффре («Судная ночь», «Джек Райан»), по которой летят ревущие болиды, а также быстрый монтаж и энергичная электронная музыка Лорна Бэлфа («Железный рыцарь», сериал «Корона») с Эндрю Кавчински («Восемь сотен», «Меньшее зло») заставляют неотрывно следить за происходящим.

Энергичные сцены уравновешены диалоговыми эпизодами. В них Мадекве переигрывает Дэвид Харбор. Звезда «Очень странных дел» играет Джека Солтера, главного инженера академии GT и наставника Янна. Персонаж Харбора становится для парня вторым отцом, а личная трагедия тренера не только сближает Джека с юным гонщиком, но и добавляет истории трагизма.

Марденборо — обаятельный, но не слишком интересный персонаж. При всех его положительных качествах в истории обнаруживается много дополнительных условий, без которых виктория тинейджера была бы невозможной: случайные события (читай — рояли в кустах), доблестное окружение начинающего спортсмена, которое всячески ему помогает, и банальная удача.

Украшает актерский ансамбль Орландо Блум. Его Дэнни Мур руководит отделом маркетинга Nissan. Этот второстепенный персонаж как бы является отображением страхов и комплексов главного героя.

Именно Мур озвучивает таящиеся внутри самого Янна вопросы: а получится ли, а хватит ли сил, стоит ли вообще за все это браться? В своих действиях Мур руководствуется исключительно коммерческими интересами и не питает к обучаемому никакого пиетета. А потому беспристрастен.

Но все же назвать антагонистом Дэнни нельзя. Формально таковым предстает соперник Янна на трассе Ник Капа (Джоша Страдовски). Но в кадре он появляется нечасто. Ведь на самом деле главный враг Янна — он сам.

В этом плане работа Бломкампа ничуть не отличается от, например, «Рокки», «Малышки на миллион», «Рестлера» и других подобных постановок. Их девиз — per aspera ad astra, герои — не баловни судьбы, но упрямые мечтатели, выковавшие свой успех в тяжелых тренировках и непосильных испытаниях.
Используя жанровые клише («авария не будет определять тебя, а вот реакция на нее — да»), не чураясь рекламных вставок, авторы «Гран туризмо» не только живописуют историю невероятного успеха, но также затрагивают отношения между поколениями.

Эта тема не является в ленте центральной, но линия Солтер — Марденборо выглядит трогательной и разбавляет напряжение между гонками. Расстояние между героями обозначается при помощи различий: классической спортивной школой Джека и виртуальным опытом Янна, любимой группой опытного наставника Black Sabbath и фаворитами начинающего гонщика Enya и Kenny G.

Еще одна интересная деталь фильма — стилистическое решение Нила Бломкампа. При помощи CGI режиссер демонстрирует взаимодействие виртуальных и реальных гонок. Когда стены уютной комнаты Янна неожиданно раздвигаются, он из видеоигры попадает на настоящий автодром, где цена ошибки — жизнь. Но уже будучи учеником Солтера Марденборо в моменты катарсиса вдруг «возвращается» назад в прошлое, и привычная обстановка помогает ему победить. Так автор показывает, что без опыта не бывает побед.
«Гран туризмо» — основанная на реальной истории красивая сказка о том, как терпение и труд все перетрут. В ней смешиваются азартная игра и непримиримая реальность, жажда победы и горечь поражения, нежная дружба и острое соперничество. И если покрышки визжат, а мотор ревет, значит все сделано правильно, и только ближайший поворот покажет, как близко финиш.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda