ОЛЬГА СМИРНОВА | 25 ДЕКАБРЯ 2020

ГОЛОВОЙ О СТЕНУ: ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК

Поиск идентичности людьми с миграционным прошлым в современной Германии в фильме Фатиха Акина, который хранит верность прямолинейной работе над эмоциями

ГОЛОВОЙ О СТЕНУ: ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК

ОЛЬГА СМИРНОВА | 25.12.2020
Поиск идентичности людьми с миграционным прошлым в современной Германии в фильме Фатиха Акина, который хранит верность прямолинейной работе над эмоциями
ГОЛОВОЙ О СТЕНУ: ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК
ОЛЬГА СМИРНОВА | 25.12.2020
Поиск идентичности людьми с миграционным прошлым в современной Германии в фильме Фатиха Акина, который хранит верность прямолинейной работе над эмоциями
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Фатих Акин
Страна: Германия, Турция
Год: 2003

Немецкий режиссер Фатих Акин своим самым первым полнометражным фильмом — «Быстро и без боли» — громко заявил о тематике, в которой он прекрасно ориентировался и явно собирался разрабатывать в дальнейшем: его интересовал поиск идентичности людьми с миграционным прошлым в современной Германии. В дебюте Акин берется за залихватский криминальный триллер о гамбургской банде, состоящей из грека, турка и серба, которые попадают в разнообразные передряги, но несмотря ни на что сохраняют дружбу подобно героям «Трех товарищей» Э. М. Ремарка. В «Солино» (2000) режиссер пробует себя в драмеди, рассказывая об итальянском семействе, перебравшемся в индустриальный Рур в поисках лучшей жизни. На этом жанровые поиски Акина не останавливаются — в 2003 г. на экраны выходит его мелодрама «Головой о стену», также посвященная поиску себя в чужеродной обстановке.

Интерес кинематографиста к проблеме самоидентификации иммигрантов возник из очевидного: Фатих Акин сам представляет второе поколение в семье, переехавшей из Турции в Германию в 60-х гг. Его родители поселились в гамбургском районе Альтона, еще в Средние века превратившегося в толерантное к любой религии пристанище для гонимых: в XVI в. здесь селились изгнанные из Нидерландов протестанты, а также немецкие и португальские евреи. Подростком будущий кинорежиссер проводил немало времени в неблагополучном окружении, впрочем, иного варианта его район предложить не мог: там проживали представители социальных низов, главным образом иностранного происхождения [1]. Эта мультикультурная атмосфера нашла отражение в дебютном «Быстро и без боли».
В «Головой об стену» Акин отходит от резкого монтажа и рваного нарратива, характерных для его первого полного метра, но хранит верность своей прямолинейной работе над эмоциями, не оставляя зрителю шанса остаться равнодушным к происходящему на экране. Главная героиня фильма Сибель больше не может терпеть жизнь правильной турецкой девушки, нормы которой необходимо соблюдать даже в либеральном Гамбурге; ее перспектива — замужество, дети, возможно, какая-то низкооплачиваемая работа. Ее желание развлекаться и быть свободной в отношениях с мужчинами можно реализовать, только если она покинет родителей. Для этого энергичной Сибель как можно быстрее нужно создать собственную семью, и она решается на фиктивный брак с непутевым Чаитом, подсобным рабочим в ночном клубе, который лет на двадцать старше нее.

Подобная завязка наводит на ожидание некоего сорта screwball comedy, но зрителя ждет скорее микс мелодрамы об обреченной любви и драмы о проблемах самоопределения человека. Векторы поиска своего «я» у новоиспеченных супругов разнонаправлены: Сибель пытается пробовать себя в качестве современной европейской женщины; сбежав от консервативных родственников, она увлекается случайными связями и запрещенными веществами, что продолжает делать и при переезде в более традиционалистский Стамбул, после того как трагический инцидент приводит Чаита в тюрьму. Ее муж, далекий от турецких обычаев, даже не поддерживает связь с сестрой (что выглядит возмутительно в глазах родных Сибель), а во время знакомства с родителями невесты ему приходится выдавать работодателя за своего дядю ради хотя бы видимости респектабельности. Чаита не раз упрекают, что он плохо владеет турецким языком и мало знаком с традициями, например, когда на свадьбе он не сразу понимает, что молодоженов будут кормить в отдельной комнате. Но судьба — важнейший мотив фильмографии Акина — в итоге влечет его в родные места, в Мерсин, город на юго-востоке Турции.

Бурный и полный страданий путь Сибель к эмансипации ведет ее скорее к саморазрушению, чем к обретению истинной себя. Режиссер, вне всякого сомнения, сочувствует ей и понимает ее жажду впечатлений, но держит в запасе иной вариант реализации для женщины — кузина Сибель Сельма, менеджер стамбульского отеля, пробивает дорогу к успешной карьере во все еще патриархальном мире. Она посвящает почти все время работе, знает, чего хочет, и добивается своего. Сибель по своей импульсивной натуре отвергает такой сценарий, но со временем осознает, что жизненная позиция Сельмы конструктивна, в отличие от избранного ею самой пути в никуда.
Переживания героев находят отражение в эмоциональном саундтреке, призванном выразить их боль, агрессию и ярость. Песни, использованные в «Головой об стену», представляют разные стили и разные эпохи — от панк-рока до традиционной турецкой музыки — и иллюстрируют переход межнациональных и межкультурных границ, который совершают персонажи. Таким образом, Фатих Акин осмысляет их этническую принадлежность на новом уровне: ни Сибель, ни Чаит не могут назвать себя просто турками или немцами. В одной из сцен пребывания Чаита в Стамбуле у него происходит комичный диалог с местным таксистом: когда водитель говорит, что он раньше жил в Мюнхене, главный герой воодушевленно отвечает — «Да ты баварец!». Музыка в фильме служит и выстраиванию композиции картины — каждый из эпизодов обрамлен музыкальным номером, который исполняет турецкая певица с оркестром на фоне Босфора и городского пейзажа. Пронзительные песни в традиционном стиле придают истории несчастной любви Сибель и Чаита эпический характер, напоминая о старых восточных легендах.

Музыка у Акина становится средством структурирования визуального и даже сценарного материала: кинематографист отбирал песни на этапе написания сценария [2] и отталкивался от их настроения при разработке сюжета и при монтаже. Ритмичный трек Depeche Mode «I feel you» вдохновил режиссера использовать его в двух напряженных сценах, когда персонажи подвергают себя опасности: под него в завязке фильма Чаит разбивается на машине с намерением совершить суицид от безысходности, а потом он играет в сомнительном баре в Стамбуле, где Сибель в отчаянии напивается в окружении явно недоброжелательно настроенных посетителей. Акин поддерживает психологические мотивировки героев не только средствами нарратива (к слову, довольно простого, хронологически линейного), но и с помощью звукового оформления картины.

Пребывание героев «Головой об стену» на грани падения в бездну, которая разверзается между традицией и свободой, закономерно подчеркивается частым использованием низкого ключа. Оператор картины Райнер Клаусман редко использует дополнительные источники света, предпочитая работать с естественным освещением, которое не приукрашивает неприкаянное существование персонажей. Метания Сибель и Чаита диктуют свои условия почти не знающей покоя камере и стремительному монтажу: место действия регулярно меняется, камера задерживается более длинными кадрами лишь на лицах героев и успокаивается в статике только в редкие моменты их взаимопонимания.
Фатих Акин в «Головой об стену» удачно справляется со своей главной задачей, которую он обозначил в самом начале кинематографической карьеры, — отойти от стереотипов в изображении жизни мигрантов. Зачастую представители других этносов в немецком кинематографе выполняли стандартные функции — представали в качестве криминальных элементов или незащищенных жертв социальной несправедливости. Акин вводит в эти образы новое измерение и смотрит на своих героев как на мучимых экзистенциальным кризисом людей. «Головой об стену» — кино о потере ориентиров и сложном самоопределении в условиях, когда привычные точки опоры уже не работают, а внутренние тормоза отказывают.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Hexenkessel Hamburg-Altona// URL: https://www.spiegel.de/spiegel/kulturspiegel/d-8001601.html
Musik in Fatih Akins GEGEN DIE WAND – Sampling der Kulturen// URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi-45PZ_KHsAhVN_SoKHd-EChYQFjAAegQIBxAC&url=https%3A%2F%2Fwww.rockpopmovies.de%2Fgetdl.php%3Fid%3D6680&usg=AOvVaw0UGUACzasNsKaOFyx5RBOE
Made on
Tilda