олег прекраснов | 3 ОКТЯБРЯ 2019

ИГРЫ МИХАЭЛЯ ХАНЕКЕ: РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО

Статья, посвященная режиссеру, который исследует природу насилия и социальной отчужденности, причины появления «забавных игр»
ИГРЫ МИХАЭЛЯ ХАНЕКЕ: РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 03.10.2019
Статья, посвященная режиссеру, который исследует природу насилия и социальной отчужденности, причины появления «забавных игр»
ИГРЫ МИХАЭЛЯ ХАНЕКЕ: РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 03.10.2019
Статья, посвященная режиссеру, который исследует природу насилия и социальной отчужденности, причины появления «забавных игр»
Вопрос не в том, как я показываю насилие, а скорее, как я показываю зрителю его положение по отношению к насилию и его проявлениям
Михаэль Ханеке
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Его кинематограф вызывает шок, отвращение и гнев; созданные им картины провокационны и наносят «пощечину общественному вкусу». Михаэль Ханеке – один из ярчайших европейских режиссёров рубежа веков; в своих работах он исследует человеческое насилие и эмоциональную отчужденность. На протяжении своего творческого пути постановщик противопоставлял себя мейнстримному, «приятному для всех» кино, и не боялся эпатировать публику демонстрацией экстремальной жестокости, как, например, в «Забавных играх». Первые его полнометражные ленты – «Седьмой континент», «Видео Бенни» и «71 фрагмент хронологии случайностей» – вошли в так называемую «трилогию оледенения (или замораживания)», название которой связано с отстраненными взаимоотношениями экранных персонажей.
Мы жертвы той модели общества, которую сами вокруг себя возвели, так называемой окружающей нас среды
Михаэль Ханеке
ПУСТОТА
Рядовой средний класс; «серая масса», не имеющая шансов на интересную жизнь – таковы главные герои «Седьмого континента». Дом-работа-дом, просмотр телевизора, пустые разговоры: зажиточная австрийская семья позволяет себе дорогие покупки, в их доме стоит огромный аквариум. Персонажи тонут в капиталистической системе. Выход из замкнутого круга они находят в единовременном самоубийстве: отец, мать и маленькая дочка. Сняв со счёта в банке все накопленные средства, они сообщают родственникам о путешествии в Австралию, но вместо отпуска разрушают свой дом, а затем совершают самоубийство.

Ханеке тяжёл на подъем: длинные статичные кадры создают ощущение «вязкости» мира ленты – даже лиц героев камера поначалу избегает, тем самым – обезличивает их. Австралия – седьмой континент, куда якобы отправляется семейство – выступает метафорическим раем, загробным миром; короткие вставки с умиротворённым австралийским пейзажем то и дело врезаются в ткань фильма. «Открытый взгляд в глаза жизни, которой мы жили, позволяет легко принять любое понятие о смерти» – пишет отец в прощальном письме. Персонажи Михаэля Ханеке словно осознают собственную бессмысленность и самоуничтожаются.
НАСИЛИЕ НА ЭКРАНЕ
Насилие на экране – одна из ключевых тем творчества Михаэля Ханеке; он считает, что оно порождает насилие и в реальной жизни. «Видео Бенни» начинается с демонстрации кадров забоя свиньи. Режиссёр заигрывает со зрителем и его эмоциями – убийство животных было запечатлено на пленку и в «Седьмом континенте», где крупным планом постановщик показывал смерть аквариумных рыбок. От рыбок – к свиньям, а от свиней – к людям. По сюжету молодой парень Бенни учится в школе и любит снимать видео на любительскую камеру. Видеокассеты со второсортными ужасами и боевиками дома он засматривает до дыр. Бенни приглашает к себе домой незнакомую девушку, пока родителей нет дома, и… хладнокровно убивает её пистолетом для убоя скота. Важная деталь: во время убийства зритель наблюдает процесс на мониторе в комнате Бенни, который записывает происходящее. В дальнейшем Бенни снимает мёртвую жертву на свою любительскую камеру.

Ханеке не страшится эпатажа: 16-летний актёр Арно Фиш предстаёт в фильме обнажённым и размазывает по своему телу кровь убитой незнакомки. Режиссёр не столько рассказывает истории, сколько запечатлевает образы: формально успешная, но несчастливая семья убивает себя в «Седьмом континенте»; подросток Бенни, привыкший к насилию на экране, не чувствует угрызений совести из-за совершенного им реального убийства. Когда отец узнаёт о случившемся и спрашивает сына – «Почему ты это сделал?» - тот отвечает: «Не знаю. Просто так». Пик низости достигается в финале ленты – Бенни приходит в полицейский участок и подставляет родителей, предоставляя фальшивые доказательства их виновности в убийстве. Ханеке работает на контрастах: конфликте любящих родителей и хладнокровного убийцы-сына.

Череда эпизодов из жизни персонажей переплетается в монтажных склейках и подводит к шокирующей развязке: один из героев, ничем не выделяющийся девятнадцатилетний студент, заходит в здание банка, внезапно открывает огонь, а затем совершает самоубийство. Ханеке говорит, что в его картинах всегда несколько смысловых пластов, как и в картине «71 фрагмент хронологии случайностей»: причина бессмысленного убийства кроется в ответной агрессии, непонимании между людьми – персонаж пытается заплатить за бензин картой, но её не принимают и грубят в ответ; так как машина загораживает проезд, то студент в спешке идёт в банк и хочет снять деньги вне очереди, но ввязывается в драку. В ленте развернута документальная хроника мировых конфликтов, которую вещают по телевизору: глобальная тревога на всех телеэкранах страны также способна вызвать нервный рецидив, приводящий к неадекватному поведению и немотивированным убийствам.
– Нереальный мир становится реальным – его можно увидеть в кино.
Из фильма «Забавные игры»
Если Квентин Тарантино способен увидеть в насилие красоту, то Михаэль Ханеке – опасность и угрозу. В 1997 году австрийский постановщик решил поиграть со зрителем в «Забавные игры»: обескураживая жестокостью и разрушая четвертую стену – персонаж ленты обращается к зрителю и подмигивает ему. Сюжет ленты незатейлив: под случайным предлогом два странных молодых человека приходят домой к «обеспеченной» семье и подвергают её моральным и физическим унижениям, а потом убивают. Подобную жестокость многие посчитают бессмысленной, но так ли это? Желание доминировать и склонность к насилию сохраняются в человеке и проявляются в его животных инстинктах. Персонажи и мир картины могут являться отдельной (фильмической) реальностью наподобие компьютерной игры. Будет ли зритель получать удовольствие от процесса просмотра, если сам не станет элементом альтернативной реальности, полноценным действующим персонажем, который сможет делать всё, что ему заблагорассудится?

Михаэля Ханеке считают слишком «серьёзным» режиссёром; в раннем и более зрелом его творчестве нет ни намёка на юмор. Несмотря на пацифизм, содержание его лент носит скорее мизантропический характер. В интернете даже шутили над режиссёром и вели от его имени твиттер с глупыми шутками (что сам Ханеке оценил, значит, какое-никакое чувство юмора у него есть).

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda