АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 12 МАРТА 2022

ПОЧЕМУ НАС ВОСХИЩАЮТ ФИЛЬМЫ О МОШЕННИКАХ?

Просмотр историй о мошенниках как тренировка здравого смысла и закладка фундамента для принятия будущих решений

ПОЧЕМУ НАС ВОСХИЩАЮТ ФИЛЬМЫ О МОШЕННИКАХ?

АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 12.03.2022
Просмотр историй о мошенниках как тренировка здравого смысла и закладка фундамента для принятия будущих решений
ПОЧЕМУ НАС ВОСХИЩАЮТ ФИЛЬМЫ О МОШЕННИКАХ?
АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 12.03.2022
Просмотр историй о мошенниках как тренировка здравого смысла и закладка фундамента для принятия будущих решений
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
В нас сидит склонность переоценивать свои способности. Если пофантазировать перед сном с закрытыми глазами, то мы способны залететь на веревке, прикрепленной к вертолету, на верхний этаж небоскреба, как в «Крепком орешке», и пробежать через поле наперерез толпе, как в «1917». Однако это — поступки геройские, а что насчет их полной противоположности?

Совершить преступления во спасение своего материального достатка, восстановления справедливости и по прочим причинам могут только самые стойкие или отчаявшиеся. Те же, кто предпочитает оставаться в рамках закона, с восхищением — и мы выбрали правильное слово — наблюдают за ними на больших и малых экранах, когда их истории становятся художественными произведениями в руках именитого писателя, режиссера или шоураннера. Многие из преступников кажутся нам обычными людьми, из-за чего и возникают те самые ночные фантазии на тему смелых поступков. А вдруг мы можем так же?

В последние месяцы — хотя подготовка фильмов и сериалов заняла некоторое время — популярность набрали истории про мошенников. Они грабят наивных и не очень девушек, взамен даруя им свою любовь и дружбу (Саймон Леваев в «Аферист из Tinder») или обманывают банки и великосветское общество, живя на широкую ногу за их счет (Анна Сорокина-Делви в «Изобретая Анну»). На днях вышел сериал «The Dropout» — он рассказывает про якобы светило медицины Элизабет Холмс, которая убеждала инвесторов вкладываться в пустышку. Отличился также Илья Лихтенштейн: в начале февраля его и супругу Хизер Морган задержали по обвинению в отмывании 4,5 миллиарда долларов после взлома криптобиржи Bitfinex. Конечно, тут как тут Netflix — стриминговый гигант уже заказал производство документального сериала.
«Изобретая Анну» / 2022

ВЕЯНИЕ ВРЕМЕНИ

Можно предположить, что в последние годы на мошенников появилась мода. Она связана со все большими усилиями, которые нужно приложить в век повальной цифровизации и введения блокчейна — нужно быть действительно гением, чтобы смочь обойти эти меры, найти серые зоны и уловки. Уже не так восхищают хакеры с их хитро прописанными кодами, как это торжество разума над технологиями.

Когда слышишь такие истории как пользователь социальных сетей или через другие медиа, хочется узнать внутреннюю кухню: чем руководствовался человек, как планировал совершить задуманное, и что в итоге пошло не так. Такая возможность у зрителей со всего мира появилась, когда за ремейк фильма Льюиса Майлстоуна из 60-х взялся Стивен Содерберг. «Одиннадцать друзей Оушена» — пример ансамблевой картины, где актеры не только не теряются на фоне друг друга, но и создают незабываемый перформанс на стыке своих персонажей. Параллельно они разыгрывают настоящий фарс — ограбление трех казино на глазах у всех, но с парой виртуозных трюков. Творение Содерберга было названо лучшим фильмом об ограблениях, получило пятое место среди самых кассовых релизов 2001 года, полноценную трилогию и женское продолжение спустя 17 лет.

Не меньший фурор в 2022 году произвел сериал «Изобретая Анну». Анна Сорокина — не героиня нового времени, а его продукт, эссенция, о чем пишет и журналистка Джессика Пресслер, чья статья легла в основу шоу:

«Анна посмотрела на душу Нью-Йорка и поняла, что если вы отвлекаете людей блестящими предметами, большими пачками наличных и признаками богатства — если вы покажете им деньги, они не смогут увидеть практически ничего другого. И дело в том, что это так просто».


Анну можно было бы назвать инфоцыганкой, но с небольшой оговоркой — основой ее преступной деятельности было получение выгоды от жонглирования информацией, а не ее продажа в обмен на денежные средства. В сериале живописно обыгрывается мечта девушки — открыть арт-фонд для творческих людей Нью-Йорка, закрытый клуб со множеством более мелких клубов. Ради нее она и начала свой путь в высшем обществе Большого города, что, хлопая глазами и тщательно выговаривая слова с липовым немецким акцентом, актриса Джулия Гарнер смогла передать и в шоу. Однако все вышесказанное — про Анну экранную, созданную Шондой Раймс. И этого все равно оказывается достаточно, чтобы притянуть нас к экрану — сериал собрал 196 миллионов часов просмотра на платформе за неделю.

История же Ильи Лихтенштейна заинтересовала и Forbes — его супруга-рэперша Хизер Морган работала в издании до сентября 2021 года. Исполнительным продюсером сериала от стримингового сервиса выступит Ник Билтон, в багаже которого уже есть опыт работы с проектами про мошенников («Фальшивая популярность» и «Изобретатель: Жажда крови в Силиконовой долине»). Вероятно, деятельность экранного Лихтенштейна будет так же сильно отличаться от реальности, как деяния Сорокиной-Гарнер — просто потому, что Netflix любит приукрашивать истории, добавляя им не столько драматизма, сколько скандальности и гламура. И все же основа — отмывание украденных с гонконгской биржи $ 3,6 млрд в биткоинах — дарует благоприятную почву для хорошего шоу. Убедительный пример на стриминге уже есть — «Озарк», который начинается словами: «Деньги, по своей сути, и есть мера человеческого выбора».

60-е, нулевые, 20-е — истории такого толка оказываются в поле зрения массовой аудитории вне зависимости от эпохи. Значит, нужно смотреть глубже — причина может заключаться в личности антигероев.
«Одиннадцать друзей Оушена» / 2001

ПСИХОЛОГИЯ

Как показывают истории Анны Сорокиной, Элизабет Холмс и Саймона Леваева, полагаясь на технологии, люди стали более уязвимы психологически. Некоторых из них легко убедить в том, что первоначально кажется ересью без фактологической основы, а доброе слово и поступок могут вскружить голову настолько, что даже серьезные люди пойдут брать кредит, чтобы спасти мошенника от беды.

Не последнюю роль в этом играет обаяние, в частности харизма, которая способна растопить любой лед и отвлечь от айсберга, на который жертва мошеннических действий вот-вот напорется. В 2002 году на экраны вышел «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга, где Леонардо ДиКаприо в роли Фрэнка Абигнейла умудрялся быть фальшивым пилотом, учителем французского и агентом Секретной службы США. Раскусить его удается далеко не сразу — обаяние героя сражает наповал, не дает усомниться в его честности и чистоте намерений. Эта история тоже основана на реальных событиях, произошедших в конце 1970-х. Харизматичные преступники — одно из самых характерных амплуа ДиКаприо, что доказывает и «Волк с Уолл-стрит».

На свое обаяние полагался и Саймон Леваев: девушки, ставшие жертвами его финансовых махинаций, описывали парня как приятного в общении, заботливого и внимательного. Однако прежде всего в глаза бросалось богатство наследника «Бриллиантового короля» — мишура, которая закрыла собой все неприглядные части его рукотворной биографии.

«Аферист из Tinder» породил множество обсуждений в сети: люди прежде всего пытались найти ответ на вопрос «Почему девушки повелись и вся ли вина в случившемся лежит исключительно на преступнике?». Саймон Леваев — казуистический персонаж, почти мифологический, который продолжает жить красиво, пробыв в тюрьме всего пять месяцев из положенных 15. И то за использование поддельного паспорта.

Вышеупомянутый вопрос достигает новых масштабов в истории Элизабет Холмс. Бывшая студентка Стэнфордского университета бросила учебу ради создания компании Theranos, которая занималась разработкой инновационного оборудования для анализа крови. В первые годы организация действовала, как любая на рынке, и запатентовала десятки изобретений. Грандиозным финалом стала технология, которая позволяла использовать всего несколько капель крови пациента для вынесения вердикта о его здоровье.

Прикрываясь благой целью и уже приобретенной репутацией, Элизабет решила не мелочиться — и привлекла инвестиции в пустышку на сумму $ 400 млн, сколотив собственное состояние в размере $ 4,5 млрд. Она смогла провести не меньше дюжины опытных деятелей венчурных фондов, а также Генри Киссинджера и Билла Клинтона — бывших госсекретаря и президента США. Обман не смог бы держаться так долго исключительно на подделке финансовых отчетов и тотальном контроле за всеми сотрудниками и их контактами, если бы все это не подкреплялось умением расположить к себе людей. Привлекательную натуру Холмс шоураннеры решили особо отметить в «Выбывшей» — голубоглазую мошенницу играет Аманда Сайфред, которая может быть как мягкой, так и пронзать взглядом, когда того потребует ситуация.
«Поймай меня, если сможешь» / 2002

МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА ЗРИТЕЛЯ

И все же — почему мы, зная заранее обо всех злодеяниях этих героев, с таким упоением следим за ними, а иногда даже испытываем к ним эмпатию?

Широко известен такой мысленный эксперимент в этике, как «проблема вагонетки» Филиппы Фут. Ее изучают на курсах философии в первые несколько занятий — эта непростая задача позволяет сразу понять, что мир не стоит делить на белое и черное и что он гораздо сложнее. Ее суть заключается в следующем: есть два пути и нагруженная вагонетка, которая может поехать по одному из них. На одних рельсах всего один человек, на других — пять, но любой, кто попадет под колеса, будет убит. Куда вы направите вагонетку?

По мотивам этого эксперимента создан, например, сюжетный поворот в фильме «Я, робот», когда машина, основываясь на своей рациональности и теории вероятности, спасает не того человека, которого было необходимо. Однако что более важно — можно ли не выбирать? просто быть сторонним наблюдателем, который не берет на себя моральную ответственность за эти жизни? «В шахматах это называется „цугцванг“, когда оказывается, что самый полезный ход — никуда не двигаться», — говорил Немо в «Господине Никто», фильме, целиком посвященном идее выбора. Однако возможность выбирать и решать эти моральные дилеммы и определяет нас как людей.

Переводя тему на рельсы разговора о мошенниках, стоит задать себе следующие вопросы: считается ли наше осуждение преступников или восхищение их действиями отказом от определенной системы жизненных ценностей? И делаем ли мы такое поведение общественно одобряемым, когда нашими же усилиями художественные произведения о нем становятся популярными? Американский профессор Джозеф Флетчер предлагает пойти по пути ослабления принципа, то есть действовать, исходя из здравого смысла и смягчая и видоизменяя принятые в обществе стандарты поведения, если необходимо в конкретной ситуации.

Получается, что с помощью таких экранных историй мы тренируем свой здравый смысл, закладываем фундамент для собственных будущих решений. Это также не значит, что это поведение автоматически становится общественно одобряемым в тот момент, когда мы проявляем к нему интерес. Все-таки уже сколько десятилетий самым популярным разделом любого общественно-политического СМИ остается криминальная хроника.

Изучая психологию, которая стоит за преступлением, мы учимся защищать себя и своих близких, это помогает нам чувствовать себя подготовленными. Частично наш интерес к криминальным историям связан и с нашим прошлым: доцент кафедры психологии Университета Пенсильвании, доктор Марисса Харрисон, утверждает, что наша эволюция стала возможной именно благодаря тому, что люди обращали внимание на детали, которые способны нанести им вред. Ну, и куда без любопытства, чем все мы в разной степени грешим. Так что когда вы в следующий раз включите новый проект о мошенниках, понаблюдайте за своими ощущениями. И ответьте себе на вопрос — почему эти люди меня восхищают?
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda