Первые проявления «пиратства» в советских кинотеатрах случились, когда зрители додумались проносить на сеанс фотоаппараты. Но это еще не было первой «экранкой»: целью было сфотографировать актеров, чтобы затем проявить пленку и продавать фотографии за пять копеек. Следующее проявление пиратства в Советском Союзе — тайный ввоз кассет.
До «перестройки» контрабанда зарубежного кино была невозможна: обычным людям нельзя было выехать из страны. А тем, кто выезжал — артистам, спортсменам, чиновникам — все равно вряд ли получалось что-то привезти, если вообще удавалось найти что привозить, пока по пятам ходит «кей-джи-би». И даже если чудо случалось и вещи ввозились, вероятность того, что все отберут на таможне с ее драконовыми законами, была очень высока. В «Движении вверх» (извините, первое, что пришло в голову) есть эпизод, где шмонают баскетбольную сборную на предмет контрабанды, и таможенники не верят тому, что 20 радиоприемников и мотков шерсти — это подарки родственникам, а не товар для нелегальной торговли. Раз уж такие небольшие предметы с трудом можно было провезти даже привилегированным лицам, то что уж говорить про простых смертных. Тем более, что сначала фильмы хранились на пленках, а на двухчасовой фильм их понадобилось бы ~16 коробок — очевидно, спрятать такое от таможенника не получится. Другое дело — кассеты, которые по размеру равнялись одной такой коробке с пленкой, и на них можно было бы записать два двухчасовых фильма. Но успех в провозе не означал успех в демонстрации — нужно было найти подходящее оборудование. А где его взять, не привлекая внимания? Кинопроектор — это не повседневная вещь, которая есть в каждом доме.
Либерализация таможни в перестройку позволила ввозить в СССР в огромном количестве и широком ассортименте иностранные фильмы на видеокассетах формата VHS (Video Home System) и видеопроигрыватели для их воспроизведения, наиболее известные как «видаки» или «видики». Однако из-за дороговизны не все могли их приобрести: отечественный аналог японского Panasonic NV-2000, первый советский видеомагнитофон «Электроника ВМ-12»,
стоил 1200 рублей, а кассеты — 120 рублей. К тому же советские телевизоры не «коннектились» с видиками из-за несовместимого сигнала, деталей и прочих технических тонкостей. Те, кому удавалось собрать всю необходимую аппаратуру и заставить ее показывать кино, становились знаменитостями, потому что все бегали к ним смотреть фильмы на кассетах — милиционеры тоже, но не в синефильских целях. Кинокритик Зара Абдуллаева рассказывает, что чего только не смотрели в квартирных салонах:
«от Куросавы до "Однажды в Америке", от "Последнего танго в Париже" до Серджио Леоне». Посетители таких мест знали, чем рискуют: ладно, за нелегальный заработок, но за просмотр эротических фильмов тоже можно было схлопотать тюремный срок. Так наконец-то свершилась видеореволюция в СССР и сформировалась неофициальная культура домашних просмотров, переросшая в видеосалоны и видеопрокаты, с которыми, однако, правительство бороться не стало, выпустив в 1986 году распоряжение по открытию видеосалонов. Кинокритик Станислав Ростоцкий приводит самые популярные фильмы видеосалона весной 1991 года: «Вспомнить все», «Робокоп 2», «Самоволка», «Ничего не вижу, ничего не слышу», «Американский ниндзя 4». Просмотр стоил рубль для взрослого, полрубля для детей, и полтора — самый взрослый, когда зрителям показывали эротику и ужасы. Папа, ставя мне на видике первую часть «Терминатора» в 2001 году, показывал на кассету и говорил, что приклеенная на нее «четверка» старше меня на несколько лет. Я родилась в 1997 году не в Москве и не в Санкт-Петербурге, так что смею предположить, что эта кассета появилась у папы в одном десятилетии со мной, потому что давно вышедшие на Западе фильмы продолжали перезаписываться на кассеты уже в Российской Федерации. И так же медленно, как и все остальное, доходили до провинции.
В 90-х культура видеосалонов и видеопроката только прибавила в своем развитии, опустошив и без того пустующие кинотеатры. Видики стали доступнее, а отсутствие возможности сделать профессиональный и официальный дубляж приводит к возникновению и развитию закадрового одноголосого перевода, эстетика которого для поколения 90-ых стала культовой (настолько культовой, что есть YouTube-канал
«ВХСник» с фрагментами современных фильмов в том стиле), а голоса Михалева, Володарского и Гаврилова — одним из главных элементов ностальгии по детству и юности.