КАТЕРИНА КУКУШКИНА | 19 АПРЕЛЯ 2023

НАВОДНЕНИЕ: СТИХИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НИЧТОЖНОСТИ

Безысходная картина об импотенции в сочувствии к судьбам других

НАВОДНЕНИЕ: СТИХИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НИЧТОЖНОСТИ

КАТЕРИНА КУКУШКИНА | 19.04.2023
Безысходная картина об импотенции в сочувствии к судьбам других
НАВОДНЕНИЕ: СТИХИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НИЧТОЖНОСТИ
КАТЕРИНА КУКУШКИНА | 19.04.2023
Безысходная картина об импотенции в сочувствии к судьбам других
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Иван И. Твердовский
Страна: Россия
Год: 2022

«Ты зачем голой с парнями в бане сидела?» — взыскательно спрашивает руководитель спортбазы явившуюся к ним из ниоткуда 17-летнюю девочку Аню (Софья Шидловская). На дворе канун Рождества. За окном бушует метель, и ветер просачивается через оконные рамы прямо внутрь пропахшего бюрократией кабинета. Аня молчит. С момента гибели родителей она вовсе перестала разговаривать. Она и не считает нужным вступать в разговор с брюхастым директором. За нее, поджав свои тонкие губы, отвечает тренер Софья Александровна (Анна Слю), которая взяла племянницу под свою ответственность после смерти сестры — матери Ани. В спортивных сборах девушка участвует на птичьих правах, без документов и профессионального отбора. Но аскетичная на эмоции тетя обещает официально включить ее в спортивную команду по плаванию. Внезапное безосновательное появление Ани в коллективе становится причиной отторжения от нее, недоверия, подозрения и, как следствие, травли со стороны подростков-сверстников.
Однако, надо сразу уточнить: «Наводнение» — не очередная лирика про несчастную участь изгоев, кочующая у Твердовского из фильма в фильм. Таковое мы наблюдали и в «Классе коррекции» 2014 года, и в «Зоологии» из 2016-го, где с разных сторон режиссером изучалась природа «униженных и оскорбленных». Также с большой натяжкой можно приписать рядом с названием новой картины фразу «по мотивам рассказов Евгения Замятина». Об этом нам скромно, маленьким шрифтом напоминают еще на самой афише. Действительно, в основу сценария, помимо одноименного произведения, положена повесть «Север», пропитанная поэтикой национального характера. Но тем не менее в фильме тяжело отыскать религиозные формации русской души, присущие большинству произведений авангардного писателя. «Наводнение» — скорее рецепция на замятинские смыслы со стойкой опорой на остросоциальность, подверженную символам и метафизике изображенного пространства, где стихия воды перенесена на бытовую плоскость спорткомплекса с бассейном.

И сама Аня — не совсем реальный человек в разворачивающейся истории. Софья Шидловская, исполнительница главной роли, абсолютно инопланетное, белоснежное создание, прибывшее в подводный мир разновидных человекоподобных тварей. Природа ее немоты отнюдь не травма и не просто протест обществу. Тотальное молчание — это своего рода воздействие Ани на человека для проверки его на чувствительность, проникновенность в душу ближнего и другие взаимовыгодные для Твердовского и Замятина мотивы.

За почти детской, невинной наивностью сокрыта робкая надежда на понимание и чуткость ко внутренним переживаниям. Таковые качества она находит лишь у парня Димы (Влад Прохоров), которому гораздо важнее на пьяной тусовке рассказать Ане о своей философии отношения к плаванию вместо участия в тосте за чью-то личную победу на соревновании. Подобные животрепещущие контрасты в сценах Твердовский встраивает органично природе здешнего мира. Коллектив подростков, специально обученных спортивным дисциплинам и правилам поведения в бассейне, так или иначе руководствуется животными инстинктами, законами выживания в стае. А неприятие инакомыслящих выражается агрессией и травлей с чувством совершенной безнаказанности. С каждым последующим событием этот коллектив будет категоричнее выплевывать пару из своего окружения, будь то через явные насмешки в их сторону, драку или шокирующую подлость в виде подбрасывания допинга или обливания чужой мочой, как в случае с Аней.
К использованию музыки режиссер здесь относится пренебрежительно. Нарушает всеобщую покойную тишину фильма скрежет фальшивых скрипок в тех сценах, где предполагается звучать эмоциям героев. В этой какофонии звуков, подобных скольжению смычка по краю бортика бассейна, слышится босхианский «Музыкальный ад». Музыка (в нормальном понимании) здесь звучать не может: окружающая Аню действительность лишена гармонии, необходимой для чистоты звучания мелодий. Лишь в финале слышится «лунная» композиция Дебюсси, ласкающая слух после пережитых в кинокартине кошмаров в тональности минора.

Твердовский при этом мельчит масштаб драматургического события в кадре при помощи длительных статичных сцен, лишенных как таковой динамики. Предпочтение отдается последующим за ним эмоциям. Следуя за Софьей Александровной в ее спальный номер класса «люкс», в дверном проеме мы замечаем сцену изнасилования Ани мужем Софьи Трофимом (Максим Щеголев), бритым широкоплечим амбалом. В такой нехитрой манере съемки «Наводнения» прослеживается несколько дерзкая для кинематографа мысль о спонтанности важных, переломных моментов нашей жизни в контексте всеобщего бытия. В соавторстве с оператором Артемом Емельяновым Твердовский также не изменяет себе в использовании подвижной камеры для создания сверхчувственного восприятия. И в контрапункте с холодной статикой «Наводнение» звучит действительно трагично, подобно используемому звукоряду скрежета скрипок.

Идея о неспособности человека бороться со своими инстинктами и эмоциями создает волнообразное восприятие истории: то изрыгающие смех от издевательств над Аней подростки, то наглое изнасилование Трофимом Степановичем в номере, то попытка удушения племянницы в ванной Софьей Александровной… Дима встает в эту галерею сокрушительных для героини разочарований. Долгожданное уединение с беспомощной девушкой воспринимается Димой как переход к насильственным действиям «во имя любви». Разрушение последней надежды на доверие к людям у Ани предполагает ее логический уход из жизни. Несправедливый уход из общества во имя всеобщей справедливости.
Мир «Наводнения» уродлив. Появление Ани в контексте разворачивающейся истории суть зеркало для отображения нравственных качеств человека. И вот, зеркало оказалось разбитым, поранив осколками кожу героев в разной степени тяжести. Стыдно становится подросткам, которые не смогли умерить свою травлю. Больно достается беременной Софье Александровне, не знающей, на кого переложить вину за самоубийство племянницы. Но еще больнее Диме, взахлеб повторяющем у открытого гроба «прости меня, прости». Момент раскаяния, присутствующий у Замятина в рассказе, разложен сразу на нескольких персонажах, поочередно появляющихся в кадре финальной сцены похорон.

Бассейн болотного цвета продолжит принимать в свои воды всю грязь общества. Но вот камера погружается вместе с Димой на дно с кафельной плиткой, где сказка лазурно-розовых оттенков рождает ему переливчатый образ русалки Ани. Иван Твердовский таким образом в финале утверждает светлую веру в возникновение волшебства посреди несчастий человеческих судеб.

Говорят, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но если не оказать в нужное время помощь и поддержку ближнему, то неизбежно пойдешь ко дну вместе с ним. Аня повесилась из-за невозможности кричать. Но если бы она могла, какова вероятность, что эти люди ее бы услышали?

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda