Однако, надо сразу уточнить: «Наводнение» — не очередная лирика про несчастную участь изгоев, кочующая у Твердовского из фильма в фильм. Таковое мы наблюдали и в «Классе коррекции» 2014 года, и в «Зоологии» из 2016-го, где с разных сторон режиссером изучалась природа «униженных и оскорбленных». Также с большой натяжкой можно приписать рядом с названием новой картины фразу «по мотивам рассказов Евгения Замятина». Об этом нам скромно, маленьким шрифтом напоминают еще на самой афише. Действительно, в основу сценария, помимо одноименного произведения, положена повесть «Север», пропитанная поэтикой национального характера. Но тем не менее в фильме тяжело отыскать религиозные формации русской души, присущие большинству произведений авангардного писателя. «Наводнение» — скорее рецепция на замятинские смыслы со стойкой опорой на остросоциальность, подверженную символам и метафизике изображенного пространства, где стихия воды перенесена на бытовую плоскость спорткомплекса с бассейном.
И сама Аня — не совсем реальный человек в разворачивающейся истории. Софья Шидловская, исполнительница главной роли, абсолютно инопланетное, белоснежное создание, прибывшее в подводный мир разновидных человекоподобных тварей. Природа ее немоты отнюдь не травма и не просто протест обществу. Тотальное молчание — это своего рода воздействие Ани на человека для проверки его на чувствительность, проникновенность в душу ближнего и другие взаимовыгодные для Твердовского и Замятина мотивы.
За почти детской, невинной наивностью сокрыта робкая надежда на понимание и чуткость ко внутренним переживаниям. Таковые качества она находит лишь у парня Димы (Влад Прохоров), которому гораздо важнее на пьяной тусовке рассказать Ане о своей философии отношения к плаванию вместо участия в тосте за чью-то личную победу на соревновании. Подобные животрепещущие контрасты в сценах Твердовский встраивает органично природе здешнего мира. Коллектив подростков, специально обученных спортивным дисциплинам и правилам поведения в бассейне, так или иначе руководствуется животными инстинктами, законами выживания в стае. А неприятие инакомыслящих выражается агрессией и травлей с чувством совершенной безнаказанности. С каждым последующим событием этот коллектив будет категоричнее выплевывать пару из своего окружения, будь то через явные насмешки в их сторону, драку или шокирующую подлость в виде подбрасывания допинга или обливания чужой мочой, как в случае с Аней.