олег прекраснов | 13 ДЕКАБРЯ 2019

КОМПОЗИТОРЫ ДЭВИДА ФИНЧЕРА:
ТРЕНТ РЕЗНОР И АТТИКУС РОСС

Музыкально-фильмический и драматический резонанс в мрачных, пугающих и экспериментальных работах создателя «Социальной сети» и «Девушки с татуировкой дракона»
КОМПОЗИТОРЫ ДЭВИДА ФИНЧЕРА:
ТРЕНТ РЕЗНОР И АТТИКУС РОСС
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 13.12.2019
Музыкально-фильмический и драматический резонанс в мрачных, пугающих и экспериментальных работах создателя «Социальной сети» и «Девушки с татуировкой дракона»
КОМПОЗИТОРЫ ДЭВИДА ФИНЧЕРА:
ТРЕНТ РЕЗНОР И АТТИКУС РОСС
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 13.12.2019
Музыкально-фильмический и драматический резонанс в мрачных, пугающих и экспериментальных работах создателя «Социальной сети» и «Девушки с татуировкой дракона»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
В 90-е годы прошлого века на музыкальном фронте объявилось несколько исполнителей, агрессия и недовольство которых (в том числе и по отношению к самим себе) выражались в хлёстких музыкальных формах и жёстких гитарных риффах. Индастриал-метал сцена из инфернального андерграунда перебралась в мейнстрим: люди стали слушать такие группы, как «Marilyn Manson», «Ministry», «Rammstein», и другие. Ключевой группой, прямым образом повлиявшей на популяризацию жанра, стала «Nine Inch Nails» (с англ. «Девятидюймовые гвозди»), вне концертов и туров состоявшая из одного участника – Трента Резнора. Мрачные тексты, затрагивающие темы суицида и запретной сексуальности; пугающие и экспериментальные «индустриальные» звуки, брутальные гитарные риффы – пластинка «The Downward Spiral» (с англ. «Нисходящая спираль») вошла в список 500 лучших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone.
Трент Резнор (справа) и Аттикус Росс (слева)
Сотрудничество с кинематографом у Резнора началось с культовой картины Оливера Стоуна «Прирождённые убийцы» (1994) – в ней Трент спродюсировал саундтрек и записал несколько композиций. Экстремальная жестокость картины, которая понравилась зрителям и критикам, подчеркивалась работами Патти Смит, Леонарда Коэна, Боба Дилана, и др. В 1997-м Резнор спродюсирует маргинальный саундтрек к «Шоссе в никуда» Дэвида Линча, но до этого, в 1995-м, ремикс на песню Nine Inch Nails «Closer» сыграет во вступительных титрах ленты «Семь» Дэвида Финчера – клиповая нарезка стильных мрачных кадров резонировала с «пограничным» звучанием Резнора, исследующим самые дальние закоулки человеческой природы.

В середине 2000-х «Nine Inch Nails» выпускает четвёртый полноформатный альбом «With Teeth», на сингл из которого – песню «Only» – Финчер снимает клип. В то же время Резнор знакомится и сотрудничает с Аттикусом Россом – британским композитором и звукорежиссёром. Вместе они работают над материалом «гвоздей» и в 2008-м выпускают экспериментальный альбом, состоящий из 36-ти инструментальных композиций, записанных по наитию и представляющих собой саундтреки к вымышленным образам. Возможно, данная работа и способствовала тому, что Финчер, услышав кинематографический потенциал дуэта, позвал их к работе над «Социальной сетью». И не проиграл – картина получила «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший оригинальный саундтрек.
«Социальная сеть»
Меланхоличное пианино, игривые аналоговые синтезаторы, редкие и тревожные «индустриальные» вкрапления звуков как влитые вписались в динамичное кинопространство режиссёра-постановщика. Ритмичные электронные композиции, созданные словно для игр на Sega или Dendy, и подчёркивающие гениальность и успехи Марка Цукерберга – главного героя картины – смешиваются с мрачными клавишными и ambient-ом (атмосферной, фоновой музыкой). История ленты, повествующая о взлётах и падениях, о дружбе и предательстве, на протяжении хронометража меняется под настроение и тон музыки.

Изначально Резнор не хотел участвовать в работе над картиной вследствие усталости от турне под эгидой «Nine Inch Nails». Несмотря на требовательность и перфекционизм Финчера, тот предоставил ему и Россу достаточно свободы. Универсальность музыкальных ландшафтов дуэта понравилась Финчеру (ещё бы, после «Оскара»). Уже через год через год, в 2011-м, в прокат выходит «Девушка с татуировкой дракона» – экранизация шведского детективного романа Стига Ларссона, вторая по счету вышедшая на экраны после одноименной картины 2009 года.
«Девушка с татуировкой дракона»
На фоне открывающей сцены фильма звучит чувственное пианино, сопровождающееся мягким женским вокалом. Длится это всего пару десятков секунд – в экран резко врываются впечатляющие инфернальными образами open-титры, звучащие под кавер-версию «Immigrant Song» Лед Зеппелин от Резнора и Росса. Стильные, жуткие и агрессивные образы Финчера предваряют дальнейшее мрачное и размеренное повествование детективной ленты. Музыка в «Девушке» приобретает более фоновый характер: если в «Социальной сети» саундтрек зачастую забирал одеяло на себя, то в «Девушке…» он лишь подчёркивает экранное действо. Тем не менее, звук становится куда более угрожающим под стать жанру детективного триллера.

«Мне нравится, что ты молчишь. Ещё больше возбуждает» – говорит персонаж фильма перед тем, как насильственным путём принудить главную героиню (Руни Мара) к половому акту. У фильма Финчера нездоровая атмосфера – эта сцена разворачивается под низкочастотные «индустриальные» ритмы, которые записаны будто бы в адских глубинах. В сюжетную канву ленты вписаны маргинальные психопатические персонажи и, одновременно, мелодраматические отношения главных героев – dark-ambient Резнора-Росса здесь смешивается с нежными аккордами пианино. Обилие перкуссионных инструментов придают динамики напряжённым моментам картины.
«Девушка с татуировкой дракона»
В 2013 году у Резнора и Росса в составе «Nine Inch Nails» выходит новый лонг-плей «Hesitation Marks»; успешное годовое турне изматывает артистов, но они соглашаются на работу над новой лентой Финчера «Исчезнувшая», которая выходит в прокат в 2014 году. Будучи снятой почти той же командой, что и предыдущие два фильма режиссёра – тем же оператором, художниками-постановщиками и, собственно, композиторами – картина уводит зрителя к хичкоковской проблеме «ложно обвинённого человека» и затрагивает тему супружеских отношений.

Сентиментальные, расслабляющие синтезаторы успокаивают зрителя; сцены знакомства Ника (Бен Аффлек) и Эми (Розамунд Пайк) звучат именно так. Романтика и любовь – за этим фасадом кроется человеческая жестокая природа, которую в дальнейшем музыкально подчёркивают беспокойные клавишные и агрессивные электронные мотивы. Саундтрек к данной ленте, музыку к «Социальной сети» и «Девушке…», можно слушать как полноценные независимые альбомы, в которых присутствует собственная драматургия. Например, в дорожке к «Исчезнувшей» можно найти «пасхальное яйцо» – в завершающем титры фильма треке наличествуют несколько минут тишины, прерывающиеся оглушающим «индустриальным» рёвом синтезатора, звучащем в сцене убийства ухажёра Эми. Данный момент отсутствует в финале ленте, но есть в альбоме саундтрека.
«Исчезнувшая»
Трент Резнор ранее создавал концептуальные альбомы, – например, тот же «The Downward Spiral» повествовал о разложении личности человека, решающегося на самоубийство. Кинематографичность музыки Резнора и Росса, чувство музыкальной драматургии и любовь к экспериментам со звуками и семплами делает композиторов одними из самых интересных в направлении киномузыки. В последние годы Резнор и Росс с участия в «гвоздях» почти полностью переключились на создание скоров к фильмам – последней их работой является создание дорожки к сериалу «Хранители» – по мотивам комикса Алана Мура. Творчество дуэта любит российский режиссёр Юрий Быков, который в своих последних картинах «Завод» и «Сторож» при создании саундтрека ориентировался на работу Резнора и Росса.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda