Взгляд – это культурно обусловленный примат кинематографической формы. То, как мы смотрим на вещи, людей, природу и видим их – конструирует нас, влияет на процесс самоидентификации. Кино, как искусство способное варьировать разные модели взгляда (смотрения), неразрывно связано с господствующей в обществе идеологией. Исходя из этого, в 1970-е гг. на базе философии структурализма и психоанализа создаются несколько важных теоретических концептов, позволяющих критически изучать кинематограф как идеологический аппарат, способствующий сохранению и закреплению неравенства в социуме. Патриархат как форма полового угнетения в классовом обществе стал объектом феминистской критики. Ведущую роль в формировании феминистской теории взгляда сыграла британская исследовательница кино Лаура Малви. Её эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», вышедшее в 1975 г. в журнале Screen и послужившее основой (манифестом!) для дальнейшего развития феминистской критики (Л. Уильям, К. Дж. Кловер), является признанной классикой теории кино.
В своей работе Малви пытается исследовать то, как бессознательное патриархального общества структурирует фильмическую форму. Для этого она прибегает к соответствующему инструментарию – психоанализу Фрейда и Лакана в свете феминистской критики, преодолевающей негативизм классического психоанализа в отношении женщин. Тем самым, по её словам, он превращается в «политическое оружие», поскольку, отражая патриархальное понимание пола, обращается против самого себя, и все для того, чтобы таким образом найти альтернативу «мужскому» бессознательному, структурированному как язык угнетения.
В обществе, где доминирует мужчина, различие между полами строится исключительно на внешнем факторе. Согласно этому принципу, конструируется в нем и язык, обозначающий всю палитру чувствований через призму мужского взгляда. Женщина в нем интеллектуально и чувственно нема, поскольку олицетворяет собой мужской страх кастрации. Данный факт обуславливает две эстетические (и эротические) стратегии определения мужским бессознательным отношения к женщине: обесценивание (демистификация) женщины как Другого, проявляющееся через садизм, и отрицание кастрации посредствам фетишизации женского образа, сообщения ему чувства уверенности, красоты как нечто удовлетворяющее само по себе. Эти тенденции, согласно Малви, мы обнаруживаем в классическом нарративном кинематографе.