геннадий гусев | 25 ИЮНЯ 2019

ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ:
БИОГРАФИЯ КРИЗИСА

Рецензия на знаковую киноработу Федерико Феллини, размышляющего с самим собой о жизни, творчестве и женщинах

ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ: БИОГРАФИЯ КРИЗИСА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.06.2019
Рецензия на знаковую работу Федерико Феллини, размышляющего с самим собой о жизни, творчестве и женщинах
ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ: БИОГРАФИЯ КРИЗИСА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.06.2019
Рецензия на знаковую работу Федерико Феллини, размышляющего с самим собой о жизни, творчестве и женщинах
– Если нельзя обладать всем, – ничто – вот подлинное совершенство.
Из фильма «8 с половиной»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Федерико Феллини
Страна: Италия, Франция
Год: 1963


«Плохо, ежели мир вовне изучен тем, кто внутри измучен», – писал Иосиф Бродский. «Письмо генералу Z.» великого русского мыслителя и поэта было опубликовано в 1968 году – спустя пять лет после премьеры постановки Федерико Феллини «8 с половиной», которая состоялась на Московском международном кинофестивале. Работая над произведением, Бродский вряд ли вдохновлялся лентой итальянца. Однако эта строка лауреата Нобелевской премии по литературе как нельзя лучше подходит к разочаровавшемуся в жизни и в любви режиссёру Гвидо Ансельми – главному герою «8 с половиной».

Фильм Феллини был признан классикой и оказал значительное влияние на мировой кинематограф. Дань уважения маэстро в разное время высказали Квентин Тарантино в «Криминальном чтиве» (танец героев Умы Турман и Джона Траволты), Боб Фосси в мюзикле «Весь этот джаз» (лента вдохновлена сюжетом «8 с половиной»), Тим Бёртон в «Крупной рыбе» (финал картины сильно похож на концовку творения итальянца), Вуди Аллен в «Звёздных воспоминаниях» (картина – пародия на трагикомедию), Андрей Тарковский в «Зеркале» (два великих европейских постановщика в своих работах говорят почти об одном и том же на общем киноязыке).

Необычное название ленты объясняется тем, что это «восьмой с половиной» фильм Федерико Феллини. До этого автор снял шесть полнометражных постановок, совместную с Альберто Латтуадой «Огни варьете» (та самая ½) и две короткометражные, которые он посчитал за одну.

Сложноустроенная картина рассказывает о художнике и его взаимоотношениях с самим собой и со зрителем. Что влияет на человека искусства больше: окружающая действительность или его внутренний мир? Как так получается, что детские переживания навсегда остаются с человеком, мешая или, напротив, поддерживая его в трудные моменты жизни? Что есть творческий процесс: борьба с собственными демонами или сознательное принятие себя? Именно эти вопросы волнуют Федерико Феллини в его ленте.

Картина является автобиографичной. Находящийся в творческом поиске постановщик – альтер эго Феллини. Оказывающиеся рядом люди – одновременно и ментальные проекции автора, и герои его историй, и актёры его полотен. Наладить взаимоотношения с ними – взять важнейшую ступень на пути к самопознанию, обретению покоя и душевного равновесия. Ведь без этого невозможно творить. Но без исследования своего глубинного «я» не понять других, не получить долгожданный покой. Карл Густав Юнг, символические образы которого нашли отражение в трудах итальянского мастера, говорил: «Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу».

Чтобы это сделать, Феллини наполнил свою ленту сюрреалистическими эпизодами: Гвидо вознёсся в небо и упал в море, побывал в гареме и на исповеди, вернулся назад в прошлое, чтобы побеседовать со своими покойными родителями, оказался на казне кинокритика и очутился на настоящем празднике жизни. Его путь сложен и тернист, как и путь любого склонного к самоанализу человека.

«8 с половиной» – это увлекательный, представленный в виде череды причудливых образов диалог с собственным «я», занимательная, обрамлённая гениальным саундтреком Нино Роты («Ромео и Джульетта», «Крёстный отец») история о поиске музы, привлекающее яркими актёрскими работами рассуждение о творческом процессе.

Фильм многое проиграл бы, если бы не приглашённые актёры. В роли Гвидо Ансельми снялся Марчелло Мастроянни. Картина стала второй после «Сладкой жизни» совместной работой знаменитых постановщика и артиста. Также в фильме приняли участие Анук Эме (жена Гвидо Луиза), Сандра Мило (любовница Карла) и Клаудия Кардинале (актриса Клаудия).

Взаимоотношения Феллини с женщинами – ещё одна важная тема постановки. В своих героинях автор видел источник вдохновения и причину его головной боли. Аллегорически каждая из них на какой-то момент становится для Гвидо музой, его мимолётной – подчас мнимой – спутницей жизни: женщиной-загадкой, женщиной-сказкой, женщиной-кошмаром или женщиной-видением. Впрочем, эротическое в представительницах прекрасного пола у Феллини сочетается с трагическим и даже с комедийным. Например, в фантасмагорическом персонаже Эддры Гэйл, являющейся Гвидо в чарующих сновидениях-мечтаниях, угадывается объект юношеских фантазий, но также она – источник глубинных страхов будущего режиссера: трепет перед чем-то незнакомым, потенциально опасным, но влекущим и соблазнительным.

Такая двойственность добавляет истории глубины. Она возникает в момент адюльтера, когда, лёжа в постели с любовницей, режиссёр не перестаёт быть режиссёром – он невольно превращает их свидание в сцену из фильма. Обнаруживается в действиях давнего друга Гвидо, фокусника, чьи манипуляции неожиданно для всех (прежде всего – для главного героя) – не трюк, но настоящее искусство. Мелькает в эпизодах диалога постановщика и кардинала, оказывающегося не то Господом Богом, не то простым смертным с самыми банальными желаниями и потребностями. Наконец, проявляется в исповедальных словах главного героя: «Я опять смятен, но это смятение — я сам. Я совсем не такой, каким бы мне хотелось быть, и это меня больше пугает. Говорить правду – то, что я не знаю, то, что я ищу, но что я не нашел, – только так я чувствую себя живым».

В финале персонаж Мастроянни приходит к выводу, что любовь – один из главных ключей к обретению счастья. Но только разобравшись в самом себе, можно понять других, а значит, можно и полюбить. Противостояние отчуждения и любви – путь, по которому проходит каждый демиург-мыслитель. В муках рождается шедевр, а после претворения мечты в реальность страдания остаются позади. Создавая свой фильм, режиссёр служит людям. В единении со своими героями и зрителями творец становится бессмертным. А его ребёнок – фильм, книга, картина или иное произведение искусства – оказывается плодом этой взаимной и чистой любви.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda