РЕДАКЦИЯ | 30 МАРТА 2022

ИНТЕРВЬЮ С КСЕНИЕЙ ЛАГУТИНОЙ

Разговор с молодой постановщицей Ксенией Лагутиной о фильме «Фарида», курьезах на съемочной площадке, подходе к работе и планах на будущее

ИНТЕРВЬЮ С КСЕНИЕЙ ЛАГУТИНОЙ

РЕДАКЦИЯ | 30.03.2022
Разговор с молодой постановщицей Ксенией Лагутиной о фильме «Фарида», курьезах на съемочной площадке, подходе к работе и планах на будущее
ИНТЕРВЬЮ С КСЕНИЕЙ ЛАГУТИНОЙ
РЕДАКЦИЯ | 30.03.2022
Разговор с молодой постановщицей Ксенией Лагутиной о фильме «Фарида», курьезах на съемочной площадке, подходе к работе и планах на будущее
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Беседа с кинематографисткой Ксенией Лагутиной, приуроченная к показу ленты «Фарида» в кинотеатре Out Cinema.
Первый вопрос, он же самый типичный. Сценарий фильма «Фарида» — это история слабослышащей девушки из Азербайджана, которая приехала на поиски пропавшего мужа в Петербург. Когда и как ты сформулировала идею для этого сюжета, что вдохновило тебя на него?
Я просто летом стала писать сценарий для дипломной работы. Я была тогда у бабушки в городе Зверево Ростовской области. Очень маленький городок. Я придумала историю как русская девчонка уезжает из этой глубинки покорять Санкт-Петербург, а потом возвращается обратно.

Мой мастер (Эдгар Бартенев) сказал что история неплохая, но главная героиня какая-то неживая, картонная и посоветовал мне написать эту историю о девушке, которую я знаю. У меня есть знакомая, которую я очень хотела снять в кино. Она слабослышащая, из Азербайджана, и ее зовут Фарида.
Второй вопрос (последний, который я посчитаю по порядку), он же технический. Как проходили съемки? Сколько времени ушло на них, из чего формировался бюджет.
Бюджет формировался из моих денег. Их было 100 тысяч и они предназначались для оплаты учебы в Школе нового кино. Но я их вложила в фильм, а со школой рассчиталась позже (большое спасибо руководству, что пошло на встречу).

Но фильм конечно стоит дороже. И у нас получилось снять кино за такие маленькие деньги, потому что все работали бесплатно, на голом энтузиазме. А также школа предоставила технику бесплатно, ну и оператор благодаря опыту и находчивости изворачивался как мог, чтобы картинка выглядела достойно.

Сняли за пятнадцать дней.
В связи с этим вопросом также хотелось попросить тебя рассказать о платформе hou-ha cinema. Что это такое? И почему формат hou-ha cinema — это круто?
Это платформа стремится объединить молодых кинематографистов, которые будут снимать полнометражное кино. А затем общими усилиями мы будем это кино продавать. На своем опыте могу сказать, что не так сложно снять полный метр, сколько донести его до зрителя, ну и конечно же заработать на нем, т.к. люди должны получать деньги за свой труд. Каждый, кто на этапе препродакшена или продакшена работает бесплатно в последствии, должен получить процент от продаж соответственно вложенным силам.

Hou-ha cinema хочет создать здоровую экологичную киносреду для молодых кинематографистов.
«Фарида» (2020)
«Фарида» — фильм, по пятам следующий за главной героиней. В центре внимания — она. Поэтому вопрос напрашивается сам собой. Как ты нашла актрису на главную роль? Как работала с ней на съемочной площадке.
Как я уже говорила выше, я писала этот сценарий специально под знакомую мне девочку. Но она отказалась сниматься. И найти героиню на такую роль стало настоящей головной болью. На первой встрече я давала задание актрисам, поговорить со мной как слабослышащий человек, из всех девчонок, лучше всех справилась Марьям. Но я переживала за внешность. Марьям не азербайджанка. Я нашла девочку, которая продавала кофе в одном из ТЦ. У нее была яркая внешность и хорошая органика. Я выбрала ее, а Марьям отказала. Но где-то за неделю до съемок мне позвонила моя азербайджанка и сказала, что не сможет сниматься. Я сразу же позвонила Марьям и к счастью она не затаили на меня обиды и согласилась. Сейчас я понимаю, что вытащила счастливый билет.
Случались ли какие-нибудь курьезы на съемках «Фариды»? Случайные импровизации, неожиданные проблемы, которые нужно было очень быстро решить?
Проблемы возникали часто. Особенно когда мы по шаурмечным бродили. Мы не договаривались заранее, а совершали такие набеги. Когда снимали внутри, быстренько спрашивали разрешение у продавцов, а когда снаружи, то незаметно снимали на длинном фокусе. И как-то оператор (Дмитрий Наговский) предложил снять крупничок снаружи. Мы подкрались с камерой, запустили внутрь Марьям. Она с грустным лицом и фотографией в руке подошла к повару спросила, не видел ли он этого человека. Он конечно сказал, что не видел, и Марьям вышла к нам. За ней следом вышли бородатые дядьки спортивного телосложения и увидели, что Марьям стоит рядом с Димой и отсматривает кадр. Дима сказал — сейчас нам разобьют камеру. И мы развернулись на 180 градусов и стали быстро удаляться, но дядьки спортивного телосложения, все-таки решили нас догнать и разобраться. И они нас догнали. Но в процессе разбирательств оказалась, что не так уж все страшно. Они поняли, что нам нужна была достоверность для фильма, и мы не хотели их обмануть. Но кадр все-таки попросили удалить.
На каких режиссеров или какие фильмы ты «опиралась» при работе над «Фаридой»? Возможно, ты сможешь рассказать немного о своих любимых картинах и авторах?
Я осознанно не опираюсь на режиссеров, но думаю на меня повлияли Дарденны и Аки Каурисмяки. Любимых фильмов очень много. Люблю советское и современное азиатское кино.
Какая атмосфера царила на съемочной площадке «Фариды»? И как ты охарактеризовала бы свой собственный подход в работе «в поле«?
Мне кажется атмосфера была спокойная. Мне очень повезло с командой, все люди были опытные и при этом простые без пафоса. У моего оператора уже был опыт работы в полнометражном кино, и я думаю именно благодаря ему мы смогли уложить съемочный график в две недели. Марьям вообще проявила самоотверженность во время съемок. У нее была температура, а костюм на ней был довольно легкий, но она даже ни разу не пожаловалась на это. После работы над этим фильмом мне кажется не совсем правильно писать — фильм Ксении Лагутиной. Это фильм всей нашей команды.

Свой собственный подход мне сложно организовать, ведь я не вижу себя со стороны. Думаю, надо спросить у ребят из моей команды.
«Фарида» (2020)

«Фарида» — твой первый полнометражный дебют. Какие аспекты обучения помогли тебе снять его? Возможно, ты могла бы поделиться советами, которые тебе давали твои наставники до и во время работы над проектом.

Очень важно правильно все организовать и отказаться от своих представлений о фильме. Мой мастер сказал мне, что режиссер вначале не видит свой фильм. Нам часто кажется что-то, что мы снимаем это плохо, сериально. Тут важно не поддаваться этим ощущениям, потому что ты не объективен к своему материалу. В первые же съемочные дни меня настигло чувство, что я снимаю какой-то дешевый сериал, и мне настолько было плохо от этого, что несколько ночей я не спала. Но я вспоминала слова своего мастера и старалась просто снимать дальше.

Расскажи пожалуйста о своих будущих проектах. Какие сюжеты уже в разработке? Что бы ты хотела снять с одной стороны в близком, а с другой — в совсем далеком грядущем?

Осенью я закончила полнометражный игровой фильм «Жаворонки в репейном поле», а сейчас готовлюсь к съемкам очередного фильма, под рабочим названием «Бинго». В сценарии есть море, поэтому я сейчас живу в Геленджике и бываю наездами в Новороссийске. Приехала сюда 28 января, никого не знала, но люди здесь очень отзывчивые, приветливые. Все хотят помогать, провела тут пару творческих вечеров и обзавелась друзьями :) Съемки планируются уже в апреле, сейчас запустили сбор средств на Планете.

Еще местная девочка хочет снять док о деревне в Нижнем Новгороде, показала материалы, мне показалось интересно, может поеду с ней летом в деревню и попробую снять документальный фильм.

Есть еще один сценарий полного метра, я его начала писать сразу после «Фариды». Он тоже ждет своего часа.
И последний совсем офф-топ вопрос от меня. Возможно, ты знаешь на него ответ. Песня группы «Электрофорез» «Фарида» имеет какое-то отношение к твоему фильму?
Думаю самое прямое. Изначально в сцене девушка в кафе танцует под песню группы «Обе две — Пачка». Но, как оказалось, права на эту песню принадлежали студии «Союз» и на бесплатное использование договориться было невозможно, а денег у нас уже не было. Наша художница по костюмам по совместительству была еще и девушкой Ивана Курочкина. Я узнала его контакты и позвонила ему. Он разрешил взять свою песню для фильма, за что ему большое спасибо! Я набрала в поисковике название группы и первая же вышла «Русская принцесса». Я послушала и мне показалась, что она идеально подходит.

А уже позже Иван скинул мне песню «Фарида», еще до выпуска своего альбома. Вот такая вот история :)

Редактор: Лена Черезова

Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda