ЮЛИЯ САЛИХОВА | 17 ИЮЛЯ 2019

ФАРГО: ХАОТИЧНАЯ ИСТОРИЯ УБИЙСТВ

Рецензия на образцовый фильм братьев Коэнов из 90-х с Фрэнсис МакДорманд, Стивом Бушеми и другими, основанный на реальных событиях

ФАРГО: ХАОТИЧНАЯ ИСТОРИЯ УБИЙСТВ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 17.07.2019
Рецензия на образцовый фильм братьев Коэнов из 90-х с Фрэнсис МакДорманд, Стивом Бушеми и другими, основанный на реальных событиях
ФАРГО: ХАОТИЧНАЯ ИСТОРИЯ УБИЙСТВ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 17.07.2019
Рецензия на образцовый фильм братьев Коэнов из 90-х с Фрэнсис МакДорманд, Стивом Бушеми и другими, основанный на реальных событиях
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн
Страна: США
Год: 1995


В 1987 году в штате Коннектикут мужчина засунул свою жену в дробилку для древесных отходов. Кого-то эта новость шокировала, у кого-то вызвала недоумение. Режиссеры братья Коэны же сошлись на том, что «это хорошо», после чего странно засмеялись.

Так чья-то жена, пускай и мертвая, вдохновила Коэнов написать сценарий, основанный на этих ужасающих событиях. Во всех интервью перед выходом фильма на экраны, Коэны заявляли, что картина основана на реальных событиях. О чем также свидетельствуют начальные титры, которые уже в конце фильма утверждают, что все события вымышлены и любые совпадения случайны. По словам Джоэла Коэна, история «Фарго» одновременно привычна и необычна, но главное претендует на то, чтобы быть настоящей.

На съемках фильма «Фарго»
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ ЗАВИСЯТ
ОТ ВОЛИ СТОРОН

По сюжету незадачливый менеджер по продажам Джерри Ландегаард решает провернуть похищение собственной жены. Делает он это ради кучки денег, которые его богатый тесть ни за что просто так не предоставит. Джерри нанимает двух преступников-недотеп и обещает им часть выкупа. Затея с похищением изначально обречена на провал. План героя рушится, кровь льется, штора в ванной рвется, заложница кубарем катится с лестницы. Достается в этом фильме всем: главному инициатору, жене, тестю, преступникам, полицейскому и проезжавшей мимо машине. После того, как за расследование преступлений берется отважная женщина-полицейский череда всеобщих неудач неумолимо стремится вверх. Сюжет трещит по швам от незапланированных поворотов событий, где каждый шаг героев оборачивается очередным фиаско. Саспенс нарастает, словно бомба замедленного действия, не давая зрителю скучать во время просмотра.
ИДИОТЫ КАК ДВИГАТЕЛЬ СЮЖЕТА
Все фильмы Коэнов строятся на персонажах-идиотах, тупость и несуразность которых и является движущей силой сюжета. В последних работах братьев-режиссеров нужно очень постараться найти хотя бы одного адекватного персонажа, даже если у него всего две реплики. Братьям наплевать на голливудские стандарты, которые предполагают высокий интеллект преступника и не менее развитые аналитические способности детективов и полицейских. Это приводит к тому, что в Коэновских фильмах кретины бегают по кругу, разрушая все на своем пути, а страдают от этого чаще всего безобидные недотепы, оказавшиеся не в то время и не в том месте. Дурные герои – излюбленная тема Коэнов, однако братья никого не осуждают и с любовью относятся ко всем своим персонажам, даже очень странным. Просто они понимают, что мир держится на идиотах, и пытаются донести это до зрителя через цинизм черной комедии.
ФАРГО ЗВУЧИТ НЕПЛОХО
Свое название «Фарго» получил просто потому, что братьям понравилось звучание этого слова. Процесс написания сценария занял три месяца, а монтаж растянулся на год. Съемки проходили в штате Миннесота, где, к слову, и выросли братья. Помимо визуального воссоздания пейзажа детства режиссеров, в ленте используется говор, характерный для данной местности - «некий среднезападный набор выражений с оттенком скандинавской песни». Для лучшей передачи акцента и образа жителей этого штата, Коэны использовали книгу Говарда Мура «Как говорить по-миннесотски». Более того, выдали ее копии всем актерам первого плана. В фильме можно услышать такие фразы как: you betcha (рус. ещё бы), oh geez (рус. о, Господи), yah sure (рус. да, конечно) и yah think? (рус. ты думаешь?).
ЧЕРЕЗ ПОСТЕЛЬ И УГРОЗЫ
Роль Мардж Гандерсон была написана специально для Фрэнсис МакДорманд – актрисы, снявшейся в большинстве фильмов братьев Коэнов и по совместительству супруги Джоэла. Главную роль Фрэнсис не получала со времен «Просто крови» 1983 года. Актриса, разумеется, возмущалась по этому поводу и была удивлена, когда ей протянули копию сценария со словами: «Вот, пожалуйста». По словам МакДорманд - она впервые получила роль без вопросов за все 12 лет, что спала с режиссером.

Исполнитель роли Джерри Ландегаарда, Уильям Мэйси, после прочтения сценария заявил: «Фарго – лучшая вещь из тех, которые я читал за долгое время!». Небольшая роль его уже не устраивала, и после преследования и угроз убийства в адрес собак Коэнов, Мэйси удалось получить желаемое.

Стив Бушеми – болтливый преступник «со странной внешностью» – получил роль благодаря давнему знакомству с Коэнами. Его немногословного сообщника, напоминающего «ковбоя Мальборо», в исполнении Петера Стормаре утвердили на роль благодаря его характерной внешности: высокому росту, белым волосам и вытянутому лицу.

КИНОВСЕЛЕННАЯ «ФАРГО»
Некоторые кинокритики увидели в «Фарго» множество заимствований из вышедшего годом ранее «Криминального чтива» и отнесли работу Коэнов к типичному постмодернизму. Тем не менее «Фарго» имел крупный коммерческий успех, неоднократно признавался образцовой работой Коэнов и одним из лучших фильмов за всю историю кинематографа. Лента собрала около 60 кинонаград, включая два «Оскара»: за лучший оригинальный сценарий и лучшую женскую роль. В 2006 году картина была включена в Национальный реестр фильмов США, имеющих «культурное, историческое или эстетическое значение».

В 2003 году без участия Коэнов был снят пилотный эпизод одноименного сериала, сюжет которого был основан на оригинальном фильме. Несмотря на потенциал проекта, зеленый свет он так и не получил. В 2014 году стартовал первый сезон сериала «Фарго», который хоть и не является ремейком к оригинальному фильму, но существует в той же киновселенной. Сценаристу Ноа Хоули, известному по сериалу «Кости», удалось сохранить стилистику оригинальной картины и добавить в сюжет множество отсылок к фильму 1995 года. Коэны лишь прочитали сценарий и дали добро на использование их имен в титрах в качестве исполнительных продюсеров, однако фактически никакого участия в работе над сериалом не принимали.

Чего Коэны не любят – так это разочаровывать зрителя. Сценарии к их фильмам отличаются абсурдностью, черный юмор добавляет особого шарма, а похождения персонажей-идиотов восхищают своей нелепостью. Если и упиваться идиотизмом, то делать это по Коэновским правилам.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda