ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 17 НОЯБРЯ 2019

ОН УМЕР С ФАЛАФЕЛЕМ В РУКЕ:
ЗА НАШИ ГРЕХИ

Неочевидный манифест метамодерна как констатация гибели культуры нигилизма в среде антигуманистичной повседневности

ОН УМЕР С ФАЛАФЕЛЕМ В РУКЕ: ЗА НАШИ ГРЕХИ

ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 17.11.2019
Неочевидный манифест метамодерна как констатация гибели культуры нигилизма в среде антигуманистичной повседневности
ОН УМЕР С ФАЛАФЕЛЕМ В РУКЕ: ЗА НАШИ ГРЕХИ
ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 17.11.2019
Неочевидный манифест метамодерна как констатация гибели культуры нигилизма в среде антигуманистичной повседневности
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ричард Ловенштейн
Страна: Австралия
Год: 2001


Первый дом — дом хаоса. В нём под одной крышей соберутся виккане, неонацисты, наркоманы и туристка из Японии. На их фоне Дэнни (Ноа Тэйлор) выглядит вполне нормальным человеком, писателем в творческом кризисе, каких мы не раз видели в романах и кинолентах. Идеальное попадание в образ и лучшая роль Тэйлора, вечно сидящего на скамейке запасных. Дэнни — умный, ищущий подтверждения для своей отсутствующей маскулинности мечтатель в депрессии. Он бежит от финансовых и моральных долгов, но от себя спрятаться не может. Он мечется, ищет любви и признания, от нечего делать безрезультатно пытается сыграть на гитаре «California dreaming» и в целом представляет тип печального романтика, который был воспет не раз упомянутым в фильме Достоевским. Портрет Дэнни-боя точнее всего набрасывает его муза Аня: «Ты отвергаешь счастье, как мелкое и поверхностное. Ты принимаешь постмодернизм, чтобы избежать собственных мыслей. Ты ненавидишь, что любишь, и любишь, что ненавидишь».
На съемках фильма «Он умер с фалафелем в руке»
Постмодернизм в этом доме «принимают» все без исключения, причём в опасных дозах. Фильм начинается с обсуждения сексуальной ориентации мистера Оранжевого из «Бешеных псов» — мол, и стволами они друг в друга тычут вовсе не огнестрельными. Лобовая рифма к начальной сцене тарантиновского фильма и обсуждению песни Мадонны. Ирония над иронией, постмодерн в квадрате и одновременно, парадоксально, его яростная критика. «Он умер с фалафелем в руке» ежеминутно выстреливает отсылками к поп-культуре и паразитирует на других произведениях искусства, но при этом конструирует свои образы, не стесняется искренне говорить о чувствах героев. Исходя из этого, магнум опус австралийца Ричарда Ловенштейна можно без зазрения совести назвать одной из первых картин метамодерна. В соответствии с манифестом: хотите создать что-то принципиально новое — придётся слой за слоем соскребать напластования предшественников. Хотите вернуть культуру к жизни — констатируйте её смерть.

Для рубежа веков в принципе характерно упадническое настроение, а здесь оно почти осязаемо. Всё кажется избыточным, превратившимся в пародию и ждущим последнюю, самую безумную вакханалию в честь свержения старого мира. Подгоняемые «Полётом валькирий», нацисты устроят смертельный бой с неоязычниками. Дом распилят на части, оголив и без того открытую внешнему миру жизнь его постояльцев. Да будут публичный секс, шуточное жертвоприношение и коллекторы с раком мозга! Дэнни ничего не остаётся, кроме как в очередной раз улизнуть от проблем в ночь со своими скипетром и державой (гитарой и Ундервудом). Спрятаться в очередную конуру и оплакивать там свой потерянный рай.
Второй дом — дом скорби, в котором правят осознанное потребление и феминизм (задолго до рождения Греты Тунберг). В нём играет самый меланхоличный саундтрек за всю историю саундтреков. В нём произойдёт попытка самоубийства и воскрешение из мёртвых. Западная пресса сошлась на том, что книжная история не работает на экране в том числе из-за провисающего второго акта. Чего греха таить, «Он умер с фалафелем в руке» в принципе не работает как кинолента. Никаких тебе визуальных находок или будоражащих воображение кадров вроде тех, что пестрили в схожей по художественному миру картине Дэвида Роберта Митчелла «Под Сильвер-Лэйк».

Цепляет «Фалафель» именно сценарием, даром что над ним работал автор одноимённого романа — писатель Джон Бирмингэм. В книге, правда, не было никакого Дэнни, а главный герой Джон переезжал целых 13 раз. Сходятся произведения в одном — дело не в том, что сложно снять нормальную квартиру с адекватными соседями, а в том, что от перемены места жительства душевное равновесие не восстанавливается.
Третий дом — дом смерти. Здесь живут совсем уж гротескные в своей антигуманистичности персонажи. Кто-то сбегает сюда от гетерофашистского заговора, кто-то — от нервной работы, а Дэнни — от бермудского любовного треугольника, в котором ему досталась роль пассивного наблюдателя — ведь и в жизни он плывёт по течению. От чего бы герои не бежали, всё равно в конце придут сильные мира сего и возьмут свою арендную плату, дань системе, господский ясак. Вот они, настоящие злодеи современности: налоговики и полицейские. Может, этот австралийский Монти Пайтон стал таким популярным среди молодых интеллектуалов вовсе не из-за отсылок к трудам философов-экзистенциалистов, культуре битников и сериалу «Доктор кто», а из-за простой библейской истины: «fight the system».

Смерть чувств, желаний, амбиций, кумиров, друзей. Песня не будет доиграна, фалафель не будет доеден. На этом параде безумия только «golden brown» может спасти психику, и не удивительно, что именно мученик Флип (Бретт Стюарт), самый смиренный из всех, альбинос, загорающий под луной, становится жертвой передоза. Точнее, жертвой чужой невнимательности, уныния, тщеславия и обид. Кольцевая композиция здесь подчёркивает неизбежность гибели и эсхатологический мотив стремительно вращающегося калейдоскопа жизни. И даже на похоронах провожают в последний путь не самого Флипа, а ощущение эпохи (потерянной невинности по Уэсу Андерсону, если хотите), чувства ушедшего времени и память о прожитых вместе событиях. И пусть в погребальном костре сгорает кредитка на 25 тысяч долларов — гори всё синим пламенем.

Цыгане дружною толпой по всей Австралии кочуют. И будут кочевать в точности так, как показано в каждом из эпизодов, не сомневайтесь. В конечном счёте фильм Ловенштейна – это послание аутсайдерам от аутсайдеров, которое прошло незамеченным и кануло в Лету, но стало культовым в узких кругах, (раз его показывают спустя два десятка лет на другом конце света). Пускай кособокое, лишённое драматургии и кинематографичности, но всё-таки послание, которое приятно смотреть и считывать.
Единственное, что остаётся за скобками повествования и открывается зрителю в процессе размышлений о дальнейшей судьбе Дэнни, так это отсутствие катарсиса. На личном фронте не удалось — подружки (Эмили Хэмилтон и Романа Боренже) заинтересованы больше друг в друге, чем в главном герое. Писателем стать тоже не вышло — Ундервуд отправляется на дно реки. Великого озарения, (как жить дальше?), да и просто озарения не произошло. С этой стороны «Он умер с фалафелем в руке» выглядит настоящим экзистенциальным хоррором с отсутствующей позицией и демагогией вместо ответов на вопросы. Произошедшее никак не изменило писателя, он и дальше готов плыть по течению, а срывы и переживания, смерти и моменты радости случались зря. Из глубин подсознания появляется цитата Гребенщикова: «И в самом деле, пусть всё течёт как течёт, ну а я слегка пьян». Есть в этой безвольной расслабленности что-то притягательное и одновременно грустное, как и в самом фильме, рецепт которого — смешение разнокалиберных ингредиентов, прямо как в фалафеле.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda