ВАЛЕРИЯ КАРПОВА

14 МАЯ 2020

ФЕЯ: ОПТИМИСТИЧНАЯ ИЛЛЮЗИЯ

Завершение трилогии Анны Маликян как история о преодолении себя, монстра или монстра в себе

Как известно, основополагающих сюжетов в литературе и, как следствие, в кинематографе совсем немного. Так или иначе, все они посвящены непростому пути героя и сводятся к преодолению: самого себя, монстра или монстра в себе. Вот и персонаж Константина Хабенского в новом фильме Анны Маликян «Фея» проходит классический путь плохиша, которого любовь и раскаяние за свои проступки привели к перерождению в прямом и переносном смысле слова.

ВИНЕГРЕТ ИЗ АКТУАЛЬНОГО

Евгений Войгин — современный гений, русский Кодзима. Он делает лучшие игры для VR в России, переживает непростые отношения с дочерью, вступает в бесконечные случайные половые связи и не имеет ничего святого. Но случайная встреча с экзальтированной барышней меняет всю его жизнь. Барышню зовут Триер, и живет она участием в протестных акциях по принципу «за все хорошее, против всего плохого». Она наивна, непосредственна и мечтает о приключениях. Таким приключением и становится ее знакомство с Войгиным, который внезапно окажется Андреем Рублевым в прошлой жизни, а она его непременным спутником во всех воплощениях.

Казалось бы, размах значительный: реинкарнация и карма, знаки и знамения, пересечение судеб. Но этого создателям фильма показалось недостаточно и они намешали в два часа хронометража всего, что только смогли придумать. Тут есть расизм, гомофобия, неонацисты, религия, проблемы отцов и детей, первая юношеская любовь, акции протеста, компьютерные игры. Острых и вечных тем затронуто столько, что с лихвой хватило бы на полноценный сериал из нескольких сезонов, но нам на суд представлен только один полнометражный фильм, превратившийся по итогу в кашу, где в нагромождении идей полностью не раскрыта ни одна.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРИЛОГИИ

«Фее» предшествовали «Звезда» и «Русалка», в которых Меликян также рассуждала о жизни и смерти, предназначении и любви. Но первые два фильма не вызывали ощущения недосказанности и не пытались объять необъятное. Героинь трех картин объединяет экстравагантность, внутренняя сила под личиной хрупкости и бескорыстное желание помочь любимому мужчине, конечно, потерянному и страшно ранимому, скрывающемуся под маской циничности. Все эти барышни встречаются в «Фее», вернее, персонажи, исполняемые Шалаевой и Далакишвили здесь совсем иные, при этом, живые и здоровые, словно воскресшие после несчастливых финалов. Впрочем, можно углядеть в этом объединение личностей в разномастные грани одной или даже намек на всю ту же реинкарнацию, искупление грехов и новую оптимистическую развязку, в которой Фее не придется жертвовать собой во имя спасения заблудшей души героя.

ВСЕ ЭТО УЖЕ БЫЛО

При этом, именно судьба героя здесь выходит на первый план, оставляя Триеру в исполнении Екатерины Агеевой сравнительно немного экранного времени. Персонаж Хабенского, конечно же, беспринципный циник и обаятельный подлец, где-то в руинах своего прошлого сохранивший тонкую чувственную сущность. На Константина в кадре смотреть всегда приятно, и хорошим тоном считается его безоговорочно хвалить, но что если пойти против сложившейся системы? Ведь, объективно говоря, Войгин получился скучным, блеклым, предсказуемым и совершенно понятным. Точно такого же героя мы видели уже и в «Небесном суде», и в «Методе», и в «Географе», и в «Коллекторе»… Хабенский однажды очень точно попал в очаровательное амплуа и теперь, кажется, никак не может вырваться за рамки проработанного образа. Только образ с каждой новой его эксплуатацией становится все более невыразительным. В то время как героиня Агеевой смотрится свежо и интересно, но у зрителя практически не будет возможности полюбоваться ее игрой: максимум хронометража отдано маэстро Хабенскому.

ФОРМА НАД СОДЕРЖАНИЕМ

В чем точно нельзя отказать Меликян, так это в детальной проработке визуальной стороны ее картин. «Звезда», как и подобает названию, была яркой, блестящей и искрящейся, с обилием цвета, блеска и ощущением минорного праздника. «Русалка» производила сильное впечатление идеальной цветокоррекцией и выверенными декорациями исключительно в зелено-голубых, нежных морских тонах. «Фея» же изобилует интересными ракурсами, постоянно перемещающейся камерой и мастерски созданным ощущением сна, иллюзии, нереальности происходящего. Главный герой периодически двигается как персонаж компьютерной игры, что подчеркивает искусственность его жизни и вносит последний штрих в общую иллюзорную атмосферу.

Завораживает работа с крупными планами. Создатели фильма не боятся ставить акцент на предельно крупном плане лица героя на протяжении нескольких минут, тем самым вводя зрителя в своеобразный транс и не давай возможности оторваться от действия на экране.

Интересно с визуальной точки зрения показан гипноз: здесь пересекается космос, осознание героем себя в прошлом воплощении и его нынешняя профессия. Вот Войгин предстает перед нами в образе Андрея Рублева в монашеском одеянии у крепостной стены, а вот он уже в тех же декорациях с современным шлемом виртуальной реальности на голове. Прошлое с будущим и судьбы героев тесно переплетаются.

РЕИНКАРНАЦИЯ КАК ПОБЕГ ОТ НАСТОЯЩЕГО

И чем же становится для Войгина отождествление себя со знаменитым святым? Поначалу возможностью сбежать от актуальных проблем, сосредоточившись на решении незаконченных дел в пятнадцатом столетии. Сегодняшняя жизнь терпит крах по всем фронтам, но как легко отмахнуться от нее, когда нужно спасать старинные фрески, превращая свою реальность в увлекательный мистический квест. Нужно исправить прошлое, подарив ему новое рождение в настоящем, а с текущим моментом можно будет разобраться когда-нибудь потом. Впрочем, герой вовремя, как ему кажется, успевает свернуть с намеченного пути и сделать что-то по-настоящему важное от имени Войгина, а не Рублева. Но и здесь он терпит сокрушительное поражение, которое уже не может себе простить. И под эгидой ненависти к самому себе обижает и отталкивает лучшее, что есть в его жизни — прекрасную бескорыстную Фею.
На съемках фильма «Фея»

ЗАЧЕМ МНЕ ЭТОТ МИР, ЕСЛИ ОН ВДРУГ МЕНЯ ПОЛЮБИТ

Но жанр современной сказки предполагает, что в конце все у всех будет хорошо, а потому излишне волноваться за главных героев не приходится. При этом, среди множества сюжетных линий, разбирать каждую из которой нет никакого смысла в силу их поверхностности, выделяется история взаимоотношений отца и дочери или даже, скорее, юношеская драма разбитого сердца.

Девочка по непонятной причине уже долгое время молчит, не реагируя ни на отца, ни на психолога, ни даже на дружелюбную Фею. Ее спонтанный обет молчания иронично сравнивается с молчанием Рублева. Вот только у девочки Маши причины куда более приземленные и понятные: она безответно влюблена в одноклассника. Ее бойкот по отношению к отцу не имеет ровным счетом никакого смысла, на что нам неоднократно намекают сценаристы. При этом именно ради отца девочка в финале взрывается истошным пронзительным криком, кстати, филигранно исполненным. Именно ее крик вкупе с искренними слезами Феи и чудотворной иконой Рублева спасают героя от неминуемой гибели. Вот только зачем здесь разворачивалась история первой несчастной любви, если по итогу она не получила никакого развития и логического завершения? Вероятно, затем же, зачем и мимоходное обсуждение фашизма или протестных акций: потому что так можно.

В начале картины герои не скрывают очевидного пересечения сюжета с нашумевшим «Кодом да Винчи». Создается впечатление, что откровенно заявленная вторичность входит в моду. То ли заявление об этом должно спасти авторов от обвинений в плагиате, то ли это такой смелый ход — дескать, мы не боимся сравнений и можем даже лучше. В любом случае, фильм получился неоднозначный и очень сумбурный, но пустым назвать его язык не повернется. Трилогия о Звезде, Русалке и Фее получила свое весьма оптимистичное завершение, а значит, теперь Анна Меликян может браться за новые истории, в которых, возможно, сосредоточится на скрупулезном раскрытии одной важной темы.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda