АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА
21 ЯНВАРЯ 2020

ФОРД VS ФЕРРАРИ VS ИРЛАНДЕЦ

Оскаровская гонка как соревнование в исторической достоверности и режиссерской смелости
В жизни киноманов есть два важных события, которые они ждут весь год и строят прогнозы или даже делают ставки на победителей: это кинопремия «Оскар» и «Каннский кинофестиваль». Первое – для кассовых и наиболее просматриваемых фильмов, второе – для любителей артхауса и андеграунда. До 92-й премии «Оскар» остается меньше месяца. Сегодня расскажем о номинантах на «Лучший фильм».

В категории 9 фильмов: «Кролик Джоджо», «Джокер», «Маленькие женщины», «Брачная история», «1917», «Паразиты», «Однажды…в Голливуде», «Ford против Ferrari», «Ирландец». У последних двух картин отобрали шанс выдвинуть на премию «Лучшего актёра». Ни Роберт Де Ниро, ни Кристиан Бейл не представлены в списках.
«Ford против Ferrari» и «Ирландец» – эти киноленты посвящены историях о мафии трудовой и классической. У Джеймса Мэнголда (режиссёра «Ford против Ferrari») она выстраивается в бизнес-пирамиду и, подобно японскому устрою в делах рабочих, запрещает перепрыгивать через головы боссов. Один из главных героев – Каролл Шелби (Мэтт Деймон) все-таки устаёт быть мальчиком на побегушках и действует согласно своим принципам, не забывая о выгоде и дружбе. В «Ирландце» главному персонажу повезло меньше – он продвигается по карьерной лестнице и напрямую общается с верхами мафиозной компании, но все человеческие принципы вынужден спрятать в сундук и закрыть его на замок, подобно Дейви Джонсу из «Пиратов Карибского моря».

Мартин Скорсезе фильм «Ирландец» сделал биографичным, а потому сюжетно «документальным». И для качественного погружения зрителя в мир, сокрытый от глаз посторонних, пришлось растянуть хронометраж до 3,5 часов. За это время Фрэнк Ширан успевает подробно пройтись по решающим эпизодам жизни под итальянским надзором. Он – человек без права голоса с револьвером в руках. Лоск и глянец здесь оставили за бортом, в приоритете осталось желание показать, как живут нелегалы, и что деньги решают любые проблемы, вопрос только в их количестве. Но за возможность вести практически беззаботную жизнь приходится расплачиваться тюрьмой, одиночеством и ненавистью членов семьи. Так, совершив одну ошибку Джо Хоффа в исполнении Аль Пачино попадает за решётку, гроза гангстеров Рассел Буффалино (Джо Пеши) старается почистить карму, помогая семье Фрэнка и заботясь о его дочери, а сам Фрэнк Ширан с уходом на пенсию оказывается в доме престарелых и навещают его федералы чаще, чем семья.

Мартин Скорсезе над фильмом работал с 2014 года. Тогда он начал набирать актерскую команду, а к съемкам приступил два года спустя. Сейчас положительные отзывы кинокритиков и оценки на сайтах-агрегаторах высокие – 96% на Rotten Tomatoes и 8,8 баллов из 10, критик из BBC оценил фильм на 4 звёзды из 5 и пророчит победу Джо Пеши на церемонии «Оскара» за роль второго плана, русский кинокритик Антон Долин «Ирландца» тоже не оставил без пряника – выделил историческую достоверность и актёрскую игру.
К исторической правде у зрителей «Ford против Ferrari» вопросы возникали чаще. Так, например, поклонники автогонок остались в замешательстве от опущения некоторых важных моментов: основа гоночного авто Ford GT40 разрабатывалась на базе Lola Mk6, а «24 часа Ле-Мана» не обходится без вторых пилотов – здесь важно каждое имя. Но к операторской и режиссёрской работе придраться сложно. Диалоги в фильме решили не упрощать, не делать их доступными далёкому от машинной индустрии человеку, но на восприятии кино в целом это не отразилось. Спустя час зритель чувствует, что готов сесть за руль, пропустить через себя звук мотора и выжать 320 на спидометре, а при необходимости и двигатель поменять. Эффект достигнут за счет динамичной смены кадров, работы операторов и звукорежиссёров. Стоит подчеркнуть, что создатели «Ford против Ferrari» сконцентрировали внимание не на борьбе глав компаний в превосходстве, а на людях, без чьей работы ни Феррари, ни Форд не смогли бы получить широкую известность и уж тем более победы в гонках. В фильме главные герои – конструктор и инженер Кэролл Шелби и гонщик Кен Майлз. Их действия и побуждения прописаны чётко, поэтому не сопереживать невозможно. Главная цель инженера - создать предельно легкую гоночную машину и выйти на трассу со своим пилотом, для Кена Майлза достаточно иметь возможность совершенствовать авто и посвящать жизнь любимому хобби. При этом, они не уподобляются механизированным роботам, и даже в производство авто вкладывают душу.

Авторы фильма сделали всё возможное, чтобы вытолкнуть зрителя из кресла в кино и втолкнуть в гоночную машину. Кадры, испепеленные жарким солнцем, передают напряжение гонщиков на трассе, съемка автомобилей изнутри делает нас ещё ближе к изматывающим и напряженным «24 часам Ле-Мана», а на рычание мотора реагирует и мгновенно учащается сердечный ритм. Не зря «Ford против Ferrari» номинировали не только на «Лучший фильм», но и на «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».

А решающие гонки для «Ирландца» и «Ford против Ferrari» завершатся в ночь с 9 на 10 февраля.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda