Это десятилетие характеризуется появлением так называемого high-concept — кинематографического сюжета, который можно описать одним или двумя предложениями, из-за чего его гораздо легче продавать. 1980-е стали преимущественно коммерческой эпохой, и количество фильмов, ставших классикой, в это время было гораздо меньше, чем в 70-х или 90-х. К примеру, сегодня такими мы можем назвать «Короля комедии» (1982), «Терминатора» (1984) и «Назад в будущее» (1985).
Эксплуатационное кино этого периода делится на несколько категорий. Появление враждебных инопланетян можно связать с беспрецедентным развитием популистского консервативного движения «Новые правые» — среди его представителей были сторонники более мощного американского присутствия за границей. Также было понятно, что Холодная война не закончится завтра, поэтому были те, кто выступал за «ядерную заморозку». В 1982 году по этому поводу в Центральном парке Нью-Йорка даже прошла крупнейшая массовая демонстрация в американской истории. Не стоит забывать и про развитие в индустрии — технологии шли вперед семимильными шагами, поэтому к 80-м цифровые эффекты стали той компьютерной графикой, которую мы знаем сегодня.
В «Нечто» (1982) Карпентера группа ученых оказывается запертой на изолированной исследовательской базе в Антарктиде, где сталкиваются с неизвестным. В «Бездне» (1989) Кэмерона подлодка с экипажем опускается в темные глубины океана, где обитает неведомое существо инопланетного происхождения. Антагонисты из «Чужого» (1979) и «Хищника» (1987) — фильмов, которые оказали серьезное влияние на массовую культуру — позднее и вовсе окажутся на одном экране и будут противостоять уже друг другу. И только «Инопланетянин» (1982) Стивена Спилберга рассказывает историю дружбы между пришельцем и мальчиком из США — в основу фильма легли детские переживания режиссера по поводу развода родителей.
За раздумьями о том, как может произойти конец света, люди не забывали предположить, что будет после него. Поэтому еще одной популярной эксплуатационной категорией стала постапокалиптика. В «Чудесной миле» 1988 года во всех красках запечатлена паранойя конца декады по поводу ядерного уничтожения, «На следующий день» (1983) смог напугать даже Рональда Рейгана, а Безумный Макс бродил по пустыне в мире, разрушенном атомной бомбой, еще в 1979 году. Центральная тема «Бегущего по лезвию» (1982) — смертность. Она преследует всех и каждого в рамках мира Ридли Скотта — режиссер даже согласился снять фильм только после кончины его старшего брата от рака.
В целом умственные усилия авторов в этот период были направлены на генерацию кровавых историй — отсюда интерес к слэшерам и итальянским сплэттерам. И те, и другие весьма реалистично изображают расправу над людьми и не только. Золотой век слэшеров начался в 1978 году, после триумфа «Хэллоуина» Джона Карпентера (хотя первым хоррором с молчаливым маньяком стала «Техасская резня бензопилой»).
Главное действующее лицо фильмов этого жанра — хладнокровный убийца-психопат. В 1980-м в согласии с этой концепцией вышла «Пятница 13-е», спустя год — «Мой кровавый Валентин». Оба фильма были выпущены Paramount Pictures, за что студия была подвергнута критике: в первом случае из-за того, что «опустилась» до фильма с насильственной эксплуатацией, во втором — из-за ассоциаций с совершенным в тот период убийством Джона Леннона.
1984 год ознаменовался оживлением жанра одним из его апологетов Уэсом Крейвеном. Его «Кошмар на улице Вязов» был уже не обычной мясорубкой — в основу легла история, в которой фигурировал Азиатский синдром смерти. Крейвен интерпретировал статью в L.A. Times о подобном случае чуть более кинематографично — его Фредди Крюгер охотится за жертвами во сне, а если убил, то вернуться в реальность, увы, нельзя. Фильм уничтожил эту границу, из-за чего после просмотра многие зрители боялись отправляться в царство Морфея. На творении Крейвена Золотой век слэшеров закончился, но закончился красиво.
В 1981 году 40-м президентом США стал Рональд Рейган, после чего пришла новая эпоха консерватизма и многие были озабочены ростом насилия в кинематографе. Поэтому не лучше были приняты и сплэттеры. По определению автора термина, Джорджа Ромеро, сплэттер — фильм, в котором кровь и отрезанные части тела занимают 80% экранного времени. В какой-то момент они стали настолько популярны, что вызвали моральную панику у некоторых слоев населения — например, в 1984 году Парламент Великобритании запретил эти «видео-гадости» на законодательном уровне.
Фабрикой по производству сплэттеров стала Италия — в 1980-м на экраны вышел «Ад каннибалов», который считают одним из первых фильмов в жанре found footage. Свою карьеру, кстати, с кровавых картин начал и Питер Джексон — еще в Новой Зеландии он снял «В плохом вкусе» (1987) и «Живую мертвечину» (1992).