геннадий гусев | 13 АПРЕЛЯ 2020

ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА:
АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ

Мрачное действие перед лицом трансцендентного древнего зла как лаконичный ответ на недовольство существующим положением вещей, всё более разрастающееся в обществе

ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА:
АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13.04.2020
Мрачное действие перед лицом трансцендентного древнего зла как лаконичный ответ на недовольство существующим положением вещей, всё более разрастающееся в обществе
ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА:
АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 13.04.2020
Мрачное действие перед лицом трансцендентного древнего зла как лаконичный ответ на недовольство существующим положением вещей, всё более разрастающееся в обществе
— Сила Христа изгоняет тебя!
Из фильма «Изгоняющий дьявола»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Уильям Фридкин
Страна: США
Год: 1973

«Изгоняющего дьявола» (в оригинале — «Экзорциста») написал Уильям Питер Блэтти — американский писатель, начавший свою профессиональную деятельность в 1959 году в качестве «литературного негра». Его карьера пошла вверх, когда он попал в Голливуд: сперва он снялся в ленте Альберта Гэннауэя «Негде приземлиться», а затем начал писать сценарии, преимущественно, для комедийных постановок.

Но писать Блэтти не прекратил — в 1971 он издал свою самую успешную книгу. Роман был основан на реальном случае, описанном в «Washington Post» 20 августа 1949 года. Речь шла об одержимом бесами четырнадцатилетнем мальчике. Спасти ребёнка помогли два иезуитских священника.

Очень скоро книгой заинтересовались крупные продюсеры — началась разработка полнометражного фильма. Режиссёром был выбран Уильям Фридкин, двумя годами ранее прославившийся полицейской драмой «Французский связной».
На съемках фильма «Изгоняющий дьявола»
Выйдя в прокат, «Изгоняющий дьявола» произвел грандиозный эффект. Поработавший над сценарием постановки Блэтти предельно бережно перенёс свой текст на экран. История с завязки, когда во время раскопок в Хатре католический священник Ланкастер Меррин (Макс фон Сюдов) обнаруживает голову демона Пазузу, до второстепенных линий отца Дэмиена Карраса (Джейсон Миллер) и актрисы Крис МакНил (Эллен Бёрстин), мастерски прописана; очень точно соблюден баланс между мистическими динамичными сценами и разговорными, в которых действие ощутимо замедляется.

В то же время ни на секунду зрителя при просмотре не покинет ощущение, что зло витает где-то рядом, совсем близко: прячется под кроватью, в густой темноте холодной улицы, за спинами героев. Неосязаемая угроза — страшнее всего, и Фридкин отлично это знает. Именно поэтому дьявол в его ленте предстаёт в образе милой девочки. Впрочем, уже ближе к середине фильма внешне Риган (Линда Блэр) — дочь Крис — меняется практически до неузнаваемости, превращаясь едва ли не в существо из потустороннего мира.

За пять лет до «Изгоняющего дьявола» в прокат вышла картина, тематически близкая творению Фридкина. «Ребёнок Розмари», также, получил всеобщее признание и со временем завоевал место в списке самых страшных фильмов XX века. Но картина о вселившимся в тело девочки демоне, всё же, довольно сильно отличается от своего «предшественника».
Автор «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» смог создать атмосферу мрачного средневековья. Хотя действие и разворачивается в прошлом столетии, кажется, что события произошли в относительно далёком прошлом. Перед лицом трансцендентного древнего зла оказываются бессильны лучшие специалисты мира: неврологи и психиатры. Когда рационально объяснить происходящее не получается, за дело берутся священники. Они словно перемещаются в двадцатый век из эпохи Жанны д’Арк, Ричарда Львиного Сердца и семьи Медичи.

Меррин и Каррас действительно походят на представителей духовенства дней минувших. Они чрезвычайно сомнительны, неприступны (порой — даже упрямы), отрицают деизм как данность, склонны верить в сверхъестественное и видят в церкви единственное спасение человека от грехопадения. А их одежда навевает ассоциации с тем, во что облачались религиозные диаспоры прежних времён.

Бог в «Изгоняющем дьявола» — метафора. Он предстаёт в виде антитезы инфернальной сущности, противостоящей человечеству априори. Верить в него — принимать за истину основополагающие представления о добре и зле.

Фильм вышел в тот момент, когда Америка переживала Уотергейтский скандал, а изнуряющая война во Вьетнаме подходила к концу. Вероятно, Фридкин не вкладывал в свою ленту дополнительных смыслов. Но судьба распорядилась так, что полотно приобрело иную, отличную от первоначально задуманной семантику.
Сотканная из тьмы и света история, на художественное воплощение которой значительное влияние оказало творчество Рене Магритта (в частности, здесь упоминается картина художника под названием «Империя света»), непреднамеренно превратилась в лаконичный ответ на недовольство существующим положением вещей, всё более разрастающееся в обществе.

Вместе с тем в ленте чувствуется и двусмысленность. Вера в абсолютную справедливость, всепобеждающее добро ставится под сомнение. Сатана, предстающий в образе развратной, испускающей жуткие непристойности маленькой девочки будто пытается доказать — пусть лишь вербально, — что основные добродетели бессмысленны по сути своей, а жизнь и смерть, любовь и ненависть, пороки и достоинства неотделимы друг от друга.
«Изгоняющий дьявола» — фильм жанровый. Философских отступлений в нём немного. Зато хватает ставших в наше время привычными для мистических триллеров и хорроров приёмов: устрашающей, холодящей сознание музыки, ярких аудиовизуальных образов (поворачивающаяся на сто восемьдесят градусов голова одержимой дьяволом девочки запомнилась зрителям надолго), длинных кадров и чередования громких сцен с эпизодами полной тишины. Всё это в совокупности с талантом Уильяма Фридкина, отличной работой художников-постановщиков и достойной игрой ведущих актёров превратило «Изгоняющего дьявола» в фильм, который пугает и почти пятьдесят лет спустя.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda