АНТОН СМИРНОВ | 9 ДЕКАБРЯ 2023

ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ПОХОРОНЕНЫ, НО НЕ МЕРТВЫ

Как кандарийские демоны поработили наши сердца

ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ПОХОРОНЕНЫ, НО НЕ МЕРТВЫ

АНТОН СМИРНОВ | 09.12.2023
Как кандарийские демоны поработили наши сердца
ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ПОХОРОНЕНЫ, НО НЕ МЕРТВЫ
АНТОН СМИРНОВ | 09.12.2023
Как кандарийские демоны поработили наши сердца
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Тема зомби в хоррор-субкультуре занимает особое место, и фильмов, посвященных ожившим мертвецам, история кино помнит немало. Но, наверное, ни одна другая франшиза не пользовалась таким успехом, как «Зловещие мертвецы» — исполненная сочного черного юмора серия баек об одержимых древними кандарийскими демонами, которой подарили экранную жизнь Сэм Рэйми и Брюс Кэмпбелл. Но кто знает, появились бы эти фильмы на свет, если бы двое мальчишек из мичиганского городка Ройал-Оук не подружились полвека назад. Ведь именно благодаря особому чувству юмора и высокому уровню креатива этого дуэта зритель заполучил экспрессивную, насыщенную изобретательными спецэффектами и мрачной иронией франшизу, в которую на данный момент входят пять фильмов.

ХОББИ КАК ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Хотя Сэм Рэйми родился в семье, далекой от мира кино (отец владел мебельным магазином, а мать — бутиком нижнего белья), родители поощряли его детские интересы: когда мальчику исполнилось 13, отец подарил ему камеру Super 8. Однако его тяга к кино, рассматриваемая в качестве основной профессии, по словам самого Сэма Рэйми, вызывала меньше энтузиазма:

Произошел раскол, когда я сказал, что это то, чем я хочу заниматься профессионально. Тогда они подумали, что я сошел с ума, и не собирались поддерживать меня. Для меня это тоже было полезно, поскольку мне приходилось содержать себя, работая разносчиком, официантом и киномехаником с 16-милиметровой кинопленкой, а также самому добывать все деньги — и это дало мне огромное чувство личной силы.

Отсутствие поддержки сказалось на будущем постановщике благосклонно, поскольку во многом предопределило его основные режиссерские качества — умение быть независимым, способным воплощать свои самые смелые задумки и работать в стесненных финансовых условиях. Частое обращение Рэйми к жанру хоррора, в котором то и дело затрагивается тема хрупкости человеческого существования, также было обусловлено личным опытом. В возрасте 15 лет погиб его старший брат Сандер, что сильно травмировало мальчика и впоследствии укрепило всю семью. Рэйми подтвердил взаимосвязь между тяжелой утратой и ее влиянием на свое дальнейшее творчество фразой [1]:

Травма окрашивает собой то, что делаешь всю оставшуюся жизнь.

В школе Рэйми познакомился с Брюсом Кэмпбеллом, которому в Сэме понравились его тяга к черному юмору и разные чудачества, а позже в их компанию влился будущий режиссер Скотт Шпигель. Эти трое стали посвящать свободное время съемкам любительских фильмов, поскольку у них на тот момент имелось все необходимое: у Рэйми была камера, у Шпигеля — оборудована небольшая домашняя студия, а Кэмпбелл одалживал костюмы из театральной труппы своего отца. Эти трое умели применять абсолютно любой реквизит во время съемок: например, в своем творении «Пироги и парни» они использовали просроченные кондитерские изделия, от которых избавлялся местный бакалейщик. Так проходили их школьные годы, но когда приблизился выпускной, они впервые задумались над тем, что если они хотят посвятить киноремеслу всю свою жизнь, то к хобби им стоит относиться более серьезно. На первых курсах колледжа Сэму удалось собрать около двух тысяч долларов, чтобы снять свой первый полнометражный фильм «Это убийство!», который длился чуть больше часа. В это же время Рэйми познакомился с будущим продюсером Робертом Тапертом, который в ту пору был соседом по комнате его брата, и они решили снять короткометражный фильм ужасов с целью привлечения потенциальных инвесторов. Так на свет появился 30-минутный хоррор «В лесах», где рассказывалось о подростках, которые приехали в уединенную лесную хижину и подверглись атаке со стороны жутких потусторонних сил. Поскольку фильм стоил меньше двух тысяч долларов, Рэйми пришлось прибегнуть к самым примитивным спецэффектам и пригласить на главные роли своих друзей, включая Эллен Сэндвайсс, Скотта Шпигеля и Брюса Кэмпбелла, причем последний между дублями не только не смывал нанесенный на него грим в целях экономии, но и спал в нем. Здесь Рэйми продемонстрировал свой основной принцип «чем больше крови, тем веселее», заодно вдохновляясь как собственной короткометражкой «Заводной механизм», так и произведениями Говарда Лавкрафта. Конкретно, концепцией «Некрономикона» — Книги Мертвых. Учитывая жесткие бюджетные рамки, из-за которых реквизит для съемок пришлось закупать в магазине безделушек для Хэллоуина, Рэйми постоянно подключал воображение. Он заставлял оператора Тима Фило экспериментировать с движениями и скоростью камеры и придумал проигрывать звуковую дорожку в замедленном темпе с целью достижения наиболее пугающего эффекта.

Сумев уложиться в бюджет и закончив фильм, Рэйми, тем не менее, понятия не имел, как донести свое детище до зрителя. Лишь один-единственный менеджер из кинотеатра в Детройте согласился пойти навстречу молодым дарованиям, поскольку там каждую неделю крутили «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и потому дали добро на демонстрацию чего-то свежего и необычного. Публике творение Рэйми приглянулось, а актерам и членам съемочной группы даже заплатили по 10 долларов, которые они пожертвовали Американскому онкологическому обществу. В широкий прокат фильм так и не попал, но ребятам повезло в самом главном — их заметили. На премьере картины присутствовал критик издания The Detroit News Майкл МакУильямс, и он высказывался о малобюджетной работе Рэйми гораздо более лестно, чем о голливудских хитах:

Вероятно, его никогда не будут рекламировать наряду с глянцевыми, высокобюджетными фильмами ужасов нашего времени, но вы с трудом забудете короткометражку местного производства под названием «В лесах». Всего за 32 минуты она вызывает больше мурашек, острых ощущений и брезгливого смеха, чем такие недавние безделушки, как «Пророчество» и «Ужас Амитивилля» вместе взятые.

ХИЖИНА В ЛЕСУ

В качестве своей следующей работы Сэм видел только ремейк «В лесах», сценарий которого он переписал под полнометражный фильм и прикинул, что на его производство ему понадобится порядка 150 тысяч долларов. Он обратился к адвокату одного из своих друзей с просьбой о финансировании, но ему отказали, хотя и предоставили юридическую консультацию относительно порядка дальнейших действий. Рэйми просил денег у всех, кто, по его мнению, мог быть заинтересован, а Кэмпбелл обратился к членам своей семьи, в результате чего искомая сумма была найдена, и ребята приступили к работе. Рэйми помнил о впечатлении, которое на него оказали произведения Лавкрафта вместе с шумерскими верованиями и поначалу хотел назвать свою будущую картину «Книгой Мертвых». Однако впоследствии от этой идеи отказался продюсер Ирвин Шапиро, решивший, что слишком «литературное» название отпугнет целевую подростковую аудиторию, и вместо него предложил «Зловещих мертвецов».

На главные роли Рэйми вновь пригласил своих друзей Брюса Кэмпбелла и Эллен Сэндвайсс, а для привлечения остальных актеров он разместил объявление в газете The Detroit News. Рэйми было не привыкать к работе в условиях ограниченных средств, и потому членами съемочной группы оказались исключительно его друзья и родственники, даже локации им пришлось выбирать самостоятельно. Выбор пал на уединенную старую хижину в городке Морристаун, штат Теннесси, где члены съемочной группы были вынуждены провести несколько дней вместе. За исключением некоторых косметических изменений фасада, над которым поработал плотник Стив Франкель, здание сохранило свой первоначальный вид. Условия пребывания на природе оказались тяжелыми — дом пришлось очищать от навоза, в нем отсутствовал водопровод, команда ютилась в одной комнате и в дальнейшем они по неопытности натворили немало глупостей. В первый же день, во время съемок сцены на мосту молодые люди умудрились заблудиться в лесу, а кто-то из съемочной группы периодически получал травмы, вроде Брюса Кэмпбелла — он зацепился ногой за корень дерева и вывихнул лодыжку, отчего в кадре стал заметно прихрамывать. Наибольшие трудности вызывал грим, особенно маски из вспененного латекса — такую актрисе Бетси Бейкер (Линда) как-то раз оторвали от лица вместе с ресницами. Непросто было работать и с глазными линзами, призванными имитировать эффект «демонических глаз» — на их установку уходило около десяти минут, а непрерывно использовать их можно было не более четверти часа, так как глаза актеров переставали «дышать». К тому же эти линзы не были прозрачными, отчего людям в кадре приходилось отыгрывать свои эпизоды вслепую.

Маленький бюджет по-прежнему оставался преградой для создания по-настоящему впечатляющих спецэффектов, однако это обстоятельство позволило Рэйми развить чувство мизансцены. Сэм наращивал напряжение при помощи активного использования «голландских углов» (операторский прием, когда камера снимает героев снизу при заваленном набок горизонте), а также имитировал стедикам всеми возможными способами. Он закреплял камеру на куске дерева и размахивал им, заставлял ассистентов таскать оператора по болоту, самолично бегал с камерой по лесу, изображая пролеты нечистой силы от первого лица, а для съемок длинных планов финальных сцен предложил закрепить камеру на велосипеде. Режиссер вспоминал:

«Зловещие мертвецы» — это был ад! Мы снимали на 16-мм, потому что не могли позволить себе нормальную, 35-мм, пленку. Сперва это казалось огромным плюсом — я мог вертеть легкой камерой как угодно, брать ее одной рукой, водить вокруг предметов, огибать углы. После нескольких часов работы, правда, я был не в состоянии даже ее держать. Но кое-чему я там научился.

Эти усилия оказались полностью оправданными, поскольку при всей очевидной дешевизне грима картина производит нужное впечатление именно благодаря оригинальной авторской подаче и нарочито любительскому антуражу. Демонические сущности, в которых превращались молодые люди, у Рэйми не выглядели клишированными зомби. Они скорее напоминали опасных сумасшедших, которые со временем трансформировались в гротескных одержимых, то и дело наносящих увечья себе или окружающим — словно альтернативные версии Риган из «Изгоняющего дьявола». Независимость от боссов крупных студий позволяла Рэйми полностью уйти в отрыв: он обрушивал на головы неподготовленного зрителя литры крови, заставлял смотреть на отрубленные конечности, выпущенные кишки и другие членовредительства, которые ближе к финалу достигали немыслимых пропорций. Все это кровавое безумство обрамляла атмосфера тотальной изолированности, помноженная на высвобождение первобытных инстинктов. У Рэйми человек оказывался полностью беззащитным вдали от цивилизации, он становился заложником древних потусторонних сил и пересекал одну внутреннюю границу дозволенного за другой, лишь бы остаться в живых.

Именно этот смелый и крайне изобретательный подход к теме живых трупов вновь обратил на себя внимание общественности, но на сей раз не просто кинокритиков — «Зловещие мертвецы» вызвали восторг у самого Стивена Кинга. Благодаря продюсеру Ирвину Шапиро «Зловещих мертвецов» показали вне конкурсной программы на Каннском кинофестивале, где их посмотрел Король Ужасов и дал фильму восторженную оценку:

Когда я встретил Сэма Рэйми на Каннском кинофестивале в мае 1982 года, мне в голову пришла мысль, что этот парень мог бы быть либо «мальчиком на побегушках», либо сбежавшим от родителей старшеклассником, либо гением. Что ж, «на побегушках» он не подрабатывал, да и старшую школу уже успел закончить, хотя было в его внешности что-то безвременно «студенческое», отчего бармены наверняка будут спрашивать у него водительские права, пока ему не стукнет хотя бы 35. Свою гениальность ему еще предстоит доказать, но тот факт, что он создал самый до жути оригинальный фильм ужасов 1982 года, сомнению не подлежит.

Мнение Стивена Кинга породило эффект домино — писатель стал активнейшим сторонником фильма во время попыток его создателей найти дистрибьюторов, что заставило прессу часто писать о нем, и в результате его заметили в Великобритании. Британский агент по кинопрокату Стивен Вулли, несмотря на экстремальное содержание «Зловещих мертвецов», рискнул продвигать его на территории страны. Далее о фильме написал известный журнал Fangoria, и в итоге прокатывать его в США решила студия New Line Cinema. Студия выдала Рэйми чек на сумму, которая давала возможность расплатиться со всеми инвесторами, и решилась на необычный шаг — выпустила фильм одновременно в кинотеатрах и на VHS. Первоначально картина шла лишь в 15-ти залах и за первые выходные собрала порядка 108 тысяч долларов, но позже его слава стала расти и в итоге в копилке «Зловещих мертвецов» оказалось почти два с половиной миллиона долларов. Для фильма с бюджетов в 350 тысяч это был однозначный успех, и появление сиквела стало лишь вопросом времени.
«Зловещие мертвецы» (1981), реж. Сэм Рэйми

ВОЙТИ В ОДНУ РЕКУ ДВАЖДЫ — ВОЗМОЖНО

Идея сиквела «Зловещих мертвецов» возникла не на почве кассового успеха оригинального фильма, как это часто бывает. Общая концепция продолжения истории об одержимых кандарийскими демонами покойниках обсуждалась еще во время работы над первой картиной. Рэйми интересовался расширением вселенной фильма, доведением шкалы гротеска до абсурда, и поэтому предложил идею сценария, где Эш попадал через временной портал в Средневековье и там сражался с ордами оживших мертвецов. Продюсеру Ирвину Шапиро этот концепт очень понравился, но проект, который в дальнейшем окажется «Армией Тьмы», было решено отложить в сторону ради работы над криминальной комедией «Волна преступности» (1985). Сценарий этого фильма Сэм Рэйми разрабатывал вместе с братьями Итаном и Джоэлом Коэнами, но успех на сей раз обошел его стороной. Картина с бюджетом в три миллиона долларов провалилась в прокате, ее равнодушно приняли и критики, и зрители. Для молодого начинающего режиссера еще один провал был недопустим, и поэтому Рэйми решил вернуться к жанру, в котором он преуспел. Работа над сиквелом «Зловещих мертвецов» сдвинулась с мертвой точки еще и благодаря влиятельному итальянскому продюсеру Дино Де Лаурентису.

После выхода «Волны преступности» Де Лаурентис связался с Рэйми и поинтересовался, не желает ли тот поставить фильм по мотивам повести Стивена Кинга «Худеющий». Режиссер предложение отклонил, но продюсер не стал обрывать с ним связь. В ту пору Кинг сам работал с Де Лаурентисом над «Максимальным ускорением» и, узнав, что Рэйми и компания ищут источники финансирования для новых «Зловещих мертвецов», попросил продюсера помочь. Тот согласился выделить на съемки три с половиной миллиона долларов, но при условии, что картина будет похожа на своего предшественника, в связи с чем со средневековыми приключениями героя Брюса Кэмпбелла решили повременить.

Хотя в названии фильма фигурирует цифра «два», новые похождения «Зловещих мертвецов» являют собой не столько сиквел, сколько риквел (перезагрузка + продолжение). Дело в том, что студия, владеющая правами на первую часть, не позволила использовать ее фрагменты для пролога, из-за чего сценарий пришлось писать с учетом сложившихся обстоятельств. Однако в финальных титрах все же значится небольшое пояснение, что данная картина — это «сиквел к наивысшему испытанию изнурительным ужасом». В результате вторая часть стала больше напоминать ремейк оригинала: влюбленная пара, Эш и Линда, приезжают отдохнуть в уединенную лесную избушку, хозяева которой давно находятся в отъезде. Там Эш находит магнитофон (этот предмет реквизита, кстати, принадлежал отцу Брюса Кэмпбелла), включает его и слышит записанные на пленку заклятия, пробуждающие мрачные лесные силы. Они превращают Линду в дедайта (это слово, характеризующее людей, одержимых кандарийскими демонами, Сэм Рэйми лично придумал во время работы над второй частью) и вселяются в руку Эша, в результате чего его верным соратником в борьбе с дьявольщиной становится культовая бензопила. Сценарий Рэйми писал вместе с другом Скоттом Шпигелем, и тот решил, что новый фильм должен быть более забавным и не столь «хорроровым», как оригинал. Они вспомнили о безумных любительских комедиях, над которыми работали в юности, и насытили сюжет тоннами черного юмора, а также ввели множество гротескных креатур. Благо выросший бюджет наконец позволил им сделать это.

Снять вторую серию в хижине из оригинального фильма не вышло, поскольку по завершении съемочного процесса хибара сгорела. Де Лаурентис планировал, что съемки пройдут в его роскошной студии в Уилмингтоне, но Рэйми хотелось работать подальше от пристальных глаз влиятельного продюсера, и поэтому команда переехала в город Уэйдсборо, штат Северная Каролина. Именно в этих местах Стивен Спилберг снимал «Цветы лиловые полей», а большой фермерский дом, оставшийся от него «в наследство», съемочная группа использовала как производственный офис. В качестве локации для натурных съемок был выбран окружающий лес, а интерьеры хижины построили в помещении спортивного зала местной школы. Но самым интересным аспектом съемок стали, конечно же, изобретательные спецэффекты. Поскольку до фотореалистичной компьютерной графики технологии второй половины 80-х еще не доросли, в наиболее сложных сценах применялась покадровая анимация (также известная как stop motion). Ею занимался Даг Безвик, создавший похожие эффекты в третьей части «Кошмара на улице Вязов» и «Чужих» — именно ему мы обязаны незабываемым танцем обезглавленной Линды. Супервайзером мейкап-эффектов назначили Марка Шострома, сотрудничавшего со специалистами студи KNB EFX Робертом Курцманом, Грегом Никотеро и Ховардом Бергером. Тяжелее всего пришлось младшему брату Сэма Рэйми, Теду, который играл одержимую демонами старушку Генриетту. На актера надели тяжелый латексный костюм, полностью скрывавший его тело, и заставили сидеть в тесной дыре в полу, которая изображала подвал. Пот с Теда тек не просто ручьями — Грег Никотеро вычерпывал жидкость из костюма бумажными стаканчиками, а в одной из сцен хорошо заметно, как из уха Генриетты что-то капает, и это было отнюдь не спецэффектом.

Несмотря на то, что юмора в «Зловещих мертвецах 2» оказалось больше, чем ужасов, чему поспособствовала незабываемая эксцентричная игра Брюса Кэмпбелла, у фильма возникли проблемы с цензурой. Рэйми должен был снять фильм с рейтингом R, но боссы студии De Laurentiis Entertainment Group посчитали, что показанное на экране вполне потянет на X, что существенно уменьшит кассовый потенциал. В итоге студия DEG решила не отправлять фильм на рассмотрение Американской киноассоциации от своего лица, а придумала компанию Rosebud Releasing, созданную специально для фильма, чье название служило изящной отсылкой к легендарному «Гражданину Кейну». Критики оценили развивающийся талант Рэйми и Кэмпбелла. И хотя кино смогло окупить себя, оно не стало кассовой сенсацией, заработав по итогам международного проката 11 миллионов долларов. Тем не менее этой суммы было достаточно, чтобы наконец отправить Эша туда, куда Рэйми хотел еще несколько лет назад — в мрачное Средневековье.
«Зловещие мертвецы 2» (1987), реж. Сэм Рэйми

РЫЦАРЬ ИЗ БУДУЩЕГО

Во время работы над сценарием «Армии Тьмы» Рэйми проштудировал множество классических фильмов и литературных произведений, включая «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Седьмое путешествие Синдбада» и «Ясон и аргонавты». По сюжету Эш оказывается в плену у Короля Артура, люди которого поначалу считают его демоном, но некоторое время спустя понимают, что только он может помочь справиться с ордой оживших мертвецов, а для этого ему нужно отыскать легендарный «Некрономикон» — Книгу Мертвых. Для совместной работы Сэм планировал пригласить Скотта Шпигеля, памятуя о том, как он удачно поработал над сценарием второй серии, однако тот был занят, и его место занял брат Сэма, Айван. Поскольку сюжет «Армии Тьмы» подразумевал гораздо более широкий размах, чем в фильмах-предшественниках, на съемки продюсеры выделили восемь миллионов долларов, но быстро выяснилось, что этой суммы не хватает. В итоге бюджет разросся до одиннадцати миллионов долларов, что позволило воплотить в жизнь многие любопытные задумки.

Камеры на проекте заработали в середине 1991 года, а работа над фильмом заняла около ста дней. Натурные съемки проходили в самый разгар лета, недалеко от калифорнийского города Эктон на самом краю пустыни Мохаве, где выстроили масштабную декорацию замка. Члены съемочной группы то и дело страдали от перепадов температуры, когда дневная жара резко сменялась холодом после захода солнца. Но наибольшей трудностью оказалось, конечно же, создание спецэффектов, поскольку Рэйми решил отдать дань уважения королю покадровой анимации Рэю Харрихаузену и стилизовать «Армию Тьмы» под его труды. Самыми сложными были комбинированные съемки, когда требовалось совместить кадры реальных людей с ожившими демоническими скелетами. Для достижения этой цели на студии спецэффектов Introvision была применена фронтальная проекция — технология, позволяющая объединить изображения на первом плане с предварительно отснятыми сценами. Таким образом, кадры с движущимися скелетами были сняты заранее, затем спроецированы с помощью системы зеркал прямо в объектив камеры и объединены с изображениями актеров и декораций. Это во многом облегчало задачу, поскольку оператор мог заранее видеть картинку, которая в дальнейшем окажется на экране, а режиссеру было проще давать актерам инструкции по взаимодействию со сражающимися скелетами. Конечно, весь авторский креатив стоил денег и потому приходилось много экономить, чтобы уложиться в бюджет. Например, это сильно сказалось на гонораре оператора Билла Поупа — поскольку ему не могли выплатить привычную для него сумму в полном объеме, он работал лишь в будни в определенные часы. В остальное время за камеру становился супервайзер визуальных эффектов Уильям Меса.

Поскольку главной звездой, как всегда, был Эш в исполнении Брюса Кэмпбелла, основная физическая нагрузка легла на его плечи. Актер был обязан предстать в кадре не просто эксцентриком: Брюсу пришлось ходить в спортзал, чтобы эффектнее смотреться в разорванной рубашке, он научился фехтованию и отрабатывал приемы с невидимым противником, а также пытался освоить верховую езду (что у него получалось уже не очень хорошо, так как конь часто сбрасывал несчастного Брюса). Еще со времен первых «Зловещих мертвецов» Сэм Рэйми обожал «издеваться» над своим школьным другом, частенько заставляя его мучиться в кадре по-настоящему, и поэтому многие царапины на лице Кэмпбелла не были нарисованы гримерами. К тому же, как и многие, актер попал под жесткую экономию средств, и был вынужден пойти на сокращение гонорара ради сохранения бюджета.

Хотя Дино Де Лаурентис предоставил Рэйми и его команде полную свободу действий, студия Universal, выступавшая дистрибьютором фильма, не была полностью удовлетворена материалом на постпродакшене. Их не устроил финал, в котором Эш принимал снадобье не по инструкции и в итоге оказывался в постапокалиптическом будущем, где закончилась ядерная война. Публика на тестовых просмотрах также сочла финал слишком мрачным и пессимистичным, и потому его заменили на сцену в гипермаркете, где Эш отправляет внезапно появившуюся ведьму обратно в загробный мир при помощи старого доброго «ремингтона». Несмотря на то, что у фильма были все признаки потенциального хита (любимый персонаж, удачное сочетание ужасов и постмодернистского юмора, креативные спецэффекты и интересные технические приемы), собрать кассу на родине ему не удалось. Пока Рэйми по велению студии приводил исходный материал в соответствие, DEG и Universal вступили в бой за права над сиквелом «Молчания ягнят» и поэтому не выпустили «Армию Тьмы» в самый козырный для всех блокбастеров сезон — лето (1992 года). В итоге кино вышло в наиболее «мертвый» период, февраль (уже 1993 года), и больших денег собрать не смогло, едва окупив себя в прокате США. Сказался на кассовом потенциале и рейтинг: Рэйми искренне считал, что снимает веселое кино для подростков, которых видел целевой аудиторией, и потому рассчитывал на PG-13, однако заполучить рейтинг ниже строгого R ему не удалось. Критики тоже не были в большом восторге: они говорили, что солидная часть злой магии «Зловещих мертвецов» к третьей серии испарилась, и кино перестало пугать, большинство актеров выглядит кучкой статистов, а сам фильм застрял между пародией и зрелищем. Что они не могли не похвалить, так это несомненную харизму Брюса Кэмпбелла, творческий креатив Рэйми и его дань уважения классическим визуальным эффектам. Финансовое положение поправил выход картины на видеоносителях, что моментально превратило ее в хит домашнего проката. К тому же она получил престижную премию «Сатурн» как лучший фильм ужасов. На этом история «Зловещих мертвецов» приостановилась на 20 лет.
«Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы» (1992), реж. Сэм Рэйми

EVIL DEAD: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Впервые разговоры о четвертой серии «Зловещих мертвецов» начались еще в 2004 году. Режиссером по-прежнему должен был выступать Сэм Рэйми, а Брюс Кэмпбелл — играть свою фирменную роль Эша. Концепция со временем поменялась, и в апреле 2011 года Кэмпбелл заявил, что четвертый фильм о «зловещих мертвецах» станет ремейком, причем, по утверждению актера:

Ремейк надерет задницы, даю слово.

К тому времени Рэйми уже был известен как мастер дорогого студийного кино: за его плечами были хитовая трилогия про «Человека-паука» и успешный ироничный ужастик «Затащи меня в ад». Работу над фильмом доверили дебютанту в полном метре — уругвайцу Федерико Альваресу, а сценарий ремейка поручили отполировать «оскаровской» лауреатке Дьябло Коуди («Джуно», «Тело Дженнифер»). Альварес заполучил столь высокий кредит доверия сразу после того, как в октябре 2009 года на просторах Интернета появилась его короткометражная работа «Приступ паники». Снятая всего за 300 долларов четырехминутная зарисовка о нападении гигантских роботов на Монтевидео была настолько эффектной, что уже через пару недель с Альваресом связались «люди из Голливуда». Альварес вспоминал:

На следующий день я получил 150 электронных писем из Голливуда — из разных студий, от разных агентов и продюсеров. У меня создалось впечатление, что после того, как я выложил в Сеть свой фильм «Приступ паники», в Голливуде как раз случился приступ паники. Я прилетел в Голливуд и встречался с авторами писем на протяжении пяти дней. И мне помнится, что с партнерами Сэма Рэйми, режиссера оригинальных «Зловещих мертвецов», я встретился в первый же день. А потом и с самим Сэмом. Я большой фанат его фильмов — «Человек-паук», «Оз: Великий и Ужасный». И он тоже начинал с короткометражек — немудрено, что мне очень хотелось с ним поработать. К тому же Сэм дал мне полную свободу действий и свел с людьми, которые вручили мне несколько сценариев. И больше никто не дал мне столько свободы и столько сценариев.

Одним из главных мотивов для появления ремейка являлось желание продюсеров задействовать те технологии, которые были невозможны 30 лет назад, однако Альварес решил работать в «олдскульном» ключе. Как и Рэйми, он обильно использовал необычные ракурсы вроде «голландских углов», работал над освещением и предпочел практические спецэффекты модной компьютерной графике, сосредоточившись на жутком гриме и продуманном членовредительстве [2]:

В фильме мы не использовали графику, в картине ее нет. Все, что вы увидите, реально, а это было очень сложно. Это были очень долгие съемки, 70 дней ночных съемок. Есть причина, по которой люди используют графику: это дешевле и быстрее, но я это ненавижу. Мы исследовали множество фокусов и трюков с иллюзиями. Например, как заставить чью-то руку исчезнуть.

Грим больше не выглядел любительщиной, сделанной из кукурузного сиропа и пищевого красителя — теперь это были пугающе реалистичные муляжи, протезы и маски. Сами актеры тоже учились искусству перевоплощения в обновленных дедайтов — они обучались у профессионального хореографа, что помогло придать моторике одержимых гротескно-ломаную пластику.

Если сравнивать новодел с самым первым фильмом Рэйми, то, безусловно, более высокий бюджет и убедительная актерская игра ремейка дают о себе знать. Но в то же время кажется, будто из новой версии упорхнула какая-то особая частичка злой черной магии Сэма Рэйми, с которой тот преподносил своих жутких хихикающих демонов, заставляя пугаться вопреки очевидному аматорству постановки. Это отметили и некоторые критики, поскольку многим не хватало фирменного абсурдистского юмора и гротеска оригинала, хотя рецензенты соглашались, что «Зловещие мертвецы» Альвареса стали достойной новой главой во франшизе благодаря качественным шоковым эффектам, высокому уровню натурализма и мрачной атмосфере. Кассовые сборы в 54 миллиона долларов в США (при бюджете в 17) означали, что фильмом Альвареса вселенная «Зловещих мертвецов» не ограничится — и в октябре 2019 года, на нью-йоркском Comic Con Сэм Рэйми объявил, что пятой серии цикла официально дан «зеленый свет».
«Зловещие мертвецы: Черная книга» (2013), реж. Федерико Альварес

КРОВЬ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Пускай не все отзывы на «Зловещих мертвецов» Феде Альвареса были положительными, реакция фанатов однозначно дала понять: на саге о дедайтах еще рано ставить крест. Сам Альварес, как выяснилось впоследствии, не считал свой полнометражный дебют большой удачей и называл фильм спорным. По словам самого режиссера, у него было искушение заниматься крупными франшизами и дальше, но он сделал выбор в сторону самостоятельной работы — триллера «Не дыши»:

После того, как «Зловещие мертвецы» принесли студии много денег, у нас возникло искушение делать большие франшизы, но вначале у меня было четкое представление, что это не тот путь, по которому я хотел пойти. Трудно дать зрителям что-то уникальное, оригинальное и новое, когда работаешь над такими фильмами. Я думаю, что слишком забочусь о своих фильмах, чтобы сделать их обычными, такими, как все. Evil Dead был похож на группу, в которой я был гитаристом, а «Не дыши» — уже на мой сольный альбом.

Так студия попрощалась с Альваресом и поприветствовала в кресле будущего режиссера ирландца Ли Кронина, чей предыдущий фильм, хоррор «Другой», был неплохо принят критиками. Рэйми заметил постановщика во время совместной работы над сериалом «50 штатов страха» и в июне 2020 года Брюс Кэмпбелл объявил, что Кронин станет режиссером и сценаристом пятой части франшизы под названием «Восстание зловещих мертвецов». По задумке создателей, сюжет фильма не должен быть связан с событиями картины 2013 года и потому действие «Восстания» происходит в многоквартирном доме в Лос-Анджелесе, куда приезжает разбитная девица Бет. Она хочет навестить свою сестру Элли, которая в одиночку воспитывает троих детей, однако трогательной семейной идиллии не суждено сбыться: в результате землетрясения в подвале дома вскрывается каверна, где дети Элли находят старинную книгу и пластинки. Ребята еще не знают, что древний фолиант — это знаменитая Книга Мертвых «Некрономикон», а на пластинках записаны заклятия, пробуждающие к жизни жутких кандарийских демонов. Благодаря подростковому любопытству духи вселяются в тело Элли, что превращает ее в кровожадного монстра, а сам кондоминиум — в филиал ада.

Основные съемки начались в Новой Зеландии 6 июня 2021 года, за камерой стоял оператор Дэйв Гарбетт, что работал над несколькими эпизодами сериала «Эш против Зловещих мертвецов». Начальный эпизод в лесной хижине отсняли на частной территории неподалеку от Окленда, а ее внутренние интерьеры, как и помещения многоквартирного дома, включая апартаменты, гараж и подземное банковское хранилище, выстроили в арендованном складском помещении в Маунт Веллингтоне. Спецэффекты по-прежнему решили делать «по старинке». Супервайзер по специальным эффектам Брендон Дьюри использовал почти две тысячи галлонов искусственной крови, приготовленной из пищевых красителей и кукурузного сиропа с повышенным содержанием фруктозы. Поскольку кровь требовалась в огромных количествах, ее пришлось хранить в гигантских транспортных контейнерах, а изготовлением занимался один из коммерческих производителей продуктов питания. Ванная комната в квартире Бет представляла из себя декорацию, построенную на гидравлике, что позволяло всему помещению трястись, а эпизод, где лифт целиком наполнялся кровью, был снят путем погружения конструкции в резервуар с 6000 литрами красной жидкости. Эта отсылка к легендарному «Сиянию» использовалась не просто так — сюжет фильма, по сути, являл собой женскую версию фильма Кубрика, с той лишь разницей, что в родителя-убийцу превращалась мать семейства, а элегантный минимализм вытеснило изощренное графическое насилие. Возможно, фильму не хватало чуть более хитрых сюжетных поворотов и традиционного черного юмора, но кажется, что Кронин прочувствовал атмосферу саги о дедайтах лучше предшественника. Его стараниями вполне обычный дом легко превращается в мрачную кровавую преисподнюю, откуда невозможно выбраться, а эпизоды ранений вполне способны заставить поморщиться даже искушенных фанатов — достаточно вспомнить сцену с теркой.

Критики приняли «Восстание» более благосклонно, нежели версию Альвареса, и отметили, что франшиза продолжает свое удачное развитие и все еще способна радовать давних фанатов, а сопутствующий кассовый успех лишь закрепил уверенность продюсеров в том, что не стоит останавливаться на достигнутом. Сэм и компания отнюдь не планируют заставлять преданных поклонников ждать нового фильма еще десять лет, и в данный момент он со своим братом Айваном работает над «Библией "Зловещих мертвецов"», которая должна стать новой отправной точкой для дальнейшего развития франшизы. Брюс Кэмпбелл подливал масла в огонь зрительских ожиданий заверениями, что отныне новые картины станут выходить чаще:

Я думаю, что теперь истории будут развиваться немного быстрее. Мы постараемся делать их чаще, каждые два или три года, а не каждые десять лет. Кроме того, это первый раз, когда Сэм работает со своим братом Айваном над созданием общей «Библии», которая даст будущим сценаристам и режиссерам представление о том, куда все это должно идти дальше, чтобы потенциально связать некоторые из историй. Так что я думаю, что с годами все станет немного более связным. Все дело в книгах. Это может быть книга в прошлом, книга в будущем. Это еще предстоит определить.

«Восстание зловещих мертвецов» (2023), реж. Ли Кронин
Наверное, в этом и есть формула стабильного успеха саги, в основе сюжета которой нет заумных хитросплетений. Главное соответствовать ожиданиям целевого зрителя, не забывая при этом о требованиях времени и новых тенденциях во вкусах аудитории. Вместе с тем создатели «Зловещих мертвецов» остаются верными приемам «старой школы» жанра ужасов, отчего в эпоху слоубернеров и прочего «возвышенного хоррора» все равно остается востребованным зрелищным кровавым аттракционом. И пока поклонники цикла гадают, что же их может ждать в новом фильме, не стоит забывать о существовании еще одного отпрыска вселенной Evil Dead — сериале «Эш против Зловещих мертвецов», в котором народный любимец Брюс Кэмпбелл вновь возвращается к прославившей его роли. Но подробнее об этом проекте — как-нибудь в следующий раз.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
Made on
Tilda