геннадий гусев | 9 ЯНВАРЯ 2021

ПОБЕГ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА: БИТВА ЗА СВОБОДУ

Небанальный взгляд на образ главного героя, вестерн как вдохновение и судорожные поиски пути к свободе

ПОБЕГ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА: БИТВА ЗА СВОБОДУ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 09.01.2021
Небанальный взгляд на образ главного героя, вестерн как вдохновение и судорожные поиски пути к свободе
ПОБЕГ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА: БИТВА ЗА СВОБОДУ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 09.01.2021
Небанальный взгляд на образ главного героя, вестерн как вдохновение и судорожные поиски пути к свободе

— Идет война, Плискин. Он нужен нам живым.

Да плевать я хотел на вашу войну… и на вашего Президента.

Из фильма «Побег из Нью-Йорка»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джон Карпентер
Страна: США, Великобритания
Год: 1981

Все мы привыкли к тому, что киногерои спасают мир, будь то Джон Макклейн из «Крепкого орешка», Индиана Джонс из одноименной франшизы, Нео из «Матрицы» или Джеймс Бонд из популярного шпионского цикла. Но если в режиссерском кресле оказывается Джон Карпентер, с особым пиететом относящийся к фильмам категории B режиссер, стоит ожидать небанального взгляда на привычные образы положительных персонажей.

В одном из самых знаменитых своих фильмов «Побег из Нью-Йорка», сценарий к которому Карпентер написал совместно с Ником Каслом («Капитан Крюк», «Август Раш»), постановщик поместил в центр сюжета Боба «Змея» Плискина (Курт Рассел) — бывшего оператора спецназа, героя Третьей мировой войны, ставшего преступником.

Мужчине приходится выполнять ответственную миссию по вызволению из плена президента с территории превращенного в огромную тюрьму строгого режима острова Манхэттэн. У него есть двадцать четыре часа, чтобы осуществить задуманное. Если Плискин не уложится в отведенное время, то вживленные под его кожу микрокапсулы взорвутся, убив носителя.

Но «Змей» спасает мир вопреки своему желанию. Он поставлен в непреодолимые условия и вынужден действовать, соблюдая придуманные власть имущими правила игры.

Завязкой картина «обязана» Уотергейтскому скандалу. Карпентер решил, что политический кризис можно изобразить не только в виде разговорных драм («Вся президентская рать», «Фрост против Никсона»), но и как постапокалиптический боевик с двусмысленной моральной составляющей.
Источник кадров (для всех): kg-portal.ru/movies/escapefromnewyork/images/
Особое внимание режиссер уделил визуальной стороне ленты. Частичным вдохновением для этого послужил вышедший за семь лет до премьеры «Побега из Нью-Йорка» криминальный боевик «Жажда смерти» с Чарльзом Бронсоном в главной роли. В своем произведении Майкл Уиннер показал Нью-Йорк начала семидесятых в виде опасных каменных джунглей, где выживает сильнейший. Карпентер усилил это ощущение в своей работе.

Такого эффекта постановщик сумел добиться благодаря скрупулезной работе над геометрией пространства и композицией кадра (выделение в кадре главных героев при помощи света, тени и направляющих линий, соблюдение правила «золотого сечения», комбинация искусственного и естественного освещения, обилие средних и общих планов), неторопливой манере повествования (много внимания уделяется знакомству зрителя с местом действия) и внутрикадровому монтажу. Интересно, что на съемочной площадке помощь команде Карпентера оказал Джеймс Кэмерон. Он занимался спецэффектами и рисовал задние планы.

Внешней отрешенностью, образом «плохого парня» Плискин обязан персонажам классических вестернов середины прошлого столетия. Эта догадка подтверждается и тем, что на роль начальника полиции Хоука режиссер взял Ли Ван Клифа из «Долларовой трилогии» Серджио Леоне.

Персонажи Клинта Иствуда, Хамфри Богарта и Роберта Редфорда демонстрировали гипертрофированную маскулинность. Именно таким оказался в «Побеге из Нью-Йорка» герой Рассела. Но мужчина творит добро не потому, что хочет. Плискин помогает другим из-за того, что только так он в состоянии спасти самого себя.

Зритель мало что знает о главном герое. Его прошлое упоминается вскользь. Известно только, что мужчина недавно отсидел за ограбление хранилища федерального резерва, и многие считают его погибшим. Остальные персонажи показаны условно. Минимализм сюжетной линии и героев сполна компенсируется харизмой Рассела и остальных.
Но даже брутальный Плискин и изворотливый Гарольд «Мозг» Хеллман (Гарри Дин Стэнтон), его сексапильная помощница Мэгги (Эдриенн Барбо) и обаятельный таксист Кэбби (Эрнест Боргнайн) не отбирают внимание у истинного центрального героя постановки — Нью-Йорка. Атмосфера трусливой враждебности, тотальной разобщенности и непреодолимого равнодушия занимает автора намного больше, чем внутренний мир персонажей.

Внешняя агрессивная среда, в которую помещен персонаж Рассела, способствует озлоблению героев. Плискина окружают лживые политики и коррумпированные представители силовых структур, ненадежные попутчики, не избегающие никаких средств в достижении своих целей заключенные. В этом мире никому нельзя доверять — каждый может предать каждого. Система дала сбой, но собрать на ее останках новую так и не получилось.

Автократия, явные намеки на которую можно обнаружить в постановке, не способна сгенерировать ничего, кроме насилия. В свою очередь, насилие порождает новое насилие. Замкнутый круг не разорвать, не уничтожив основы такой формы правления.

В противовес однозначно интерпретируемой атмосфере истории внешне Нью-Йорк показан двойственным. Остатки его былой роскоши соседствуют с полуразрушенными зданиями, красота — с уродством, а начищенные до блеска автомобили превращены в ощетинившихся серых дикобразов. И даже негласный правитель города Герцог (R&B-певец Айзек Хейз) больше походит на обычного маргинала, чем на наделенного властью статного предводителя.

Это полное опасностей место наталкивает на размышления. Но Плискин не готов к рефлексии. Напротив, все свои проблемы он решает тяжелым ударом кулака и автоматной очередью. Картина о спасающихся из заточения пленниках — дань моде на малобюджетные коммерческие картины Золотого века Голливуда. Это олдскульный боевик, который, однако, хочет казаться чуть проще, чем он есть на самом деле.
Ведь «Побег из Нью-Йорка» — это еще и аллегорическая история о «бегстве» Карпентера из Голливуда, из объятий механизированной системы, в которой все происходит будто бы по заранее написанному сценарию, судорожные поиски пути к свободе.

Бунтарю и настоящему художнику, коими, без сомнения, является автор «Хэллоуина» и «Нечто», сложно жить в таких обстоятельствах. И потому он вынужден, подобно Плискину, бежать туда, где его творческие порывы не будут скованы наручниками, а вокруг нет ни колючей ржавой проволоки, ни ярких пятен на земле от прожекторов светоискателей поисковых вертолетов.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda