Триер использует метанарратив, при этом переворачивая саму его суть с ног на голову. Он исследует идею повествования, но привлекает внимание не к искусственности этого процесса. Напротив, создание сценария мы видим как процесс естественный, где жизнь двух погруженных в творчество людей переплетается с выдуманным ими миром. Можно сказать, что этот прием докрутил Мартин Макдона в «Семи психопатах». Но если ирландец написал свою черную комедию ради насмешки над клише, демонстрируя их абсурдность, то фильм датчанина далек от каких-либо отсылок к уже существующим конвенциям. Он самобытен и оторван от мира кино, но не от реального.
В кадре режиссер чувствует себя неловко — по крайней мере его версия 1987 года. Однако эта растерянность или, если присмотреться, намеренная угловатость игры позволяет перейти грань между профессиональной и любительской съемками. Зритель заражается моментально, на первых минутах — правда, смехом, а не смертельной болезнью. И поскольку картина напоминает псевдодокументальное кино сильнее, чем экспериментальное художественное, то смотреть его становится сложнее. Современный зритель с неигровыми фильмами уже нашел контакт, но проблема с «Эпидемией» немного в другом — она претендует на все сразу.
Нелинейной структурой отличается вся трилогия Е, в которую также входят «Элементы преступления» и «Европа». При этом несмотря на усилия художника-постановщика и мучительную, как кажется, работу над сюжетом, снятая спустя четыре года после выпуска из киношколы «Эпидемия» ощущается очередным дипломным фильмом Триера — из-за своей неуверенности и академичности.
Что серьезно отдаляет работу от мнения о ее неопытности, так это эксперименты с движениями камеры. Редкие включения в мир доктора Месмера, который путешествует по зараженной земле с чемоданчиком, напоминают выпадение из реальности. Пролеты, необычные ракурсы и съемка одним кадром переносят зрителя в область сновидений, где нет монтажера и где мы — сами себе создатели мизансцены. Однако о том, что все происходит в действительности, нам буквально кричит финальный эпизод.