АЛЕКСАНДР МИГУРСКИЙ | 20 АВГУСТА 2019

ВХОД В ПУСТОТУ: ГРАНИЦЫ ОТЧУЖДЕНИЯ

Трансгрессивный кинематограф Гаспара Ноэ, политический контекст, иллюзия социальной свободы и неон
ВХОД В ПУСТОТУ: ГРАНИЦЫ ОТЧУЖДЕНИЯ
АЛЕКСАНДР МИГУРСКИЙ | 20.08.2019
Трансгрессивный кинематограф Гаспара Ноэ, политический контекст, иллюзия социальной свободы и неон
ВХОД В ПУСТОТУ: ГРАНИЦЫ ОТЧУЖДЕНИЯ
АЛЕКСАНДР МИГУРСКИЙ | 20.08.2019
Трансгрессивный кинематограф Гаспара Ноэ, политический контекст, иллюзия социальной свободы и неон
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Облик современного французского кинематографа сформировался благодаря довольно большому ряду фильмов, выходящих на мировые экраны с конца 1990-х гг., и которые ныне принято обозначать как новое экстремальное (трансгрессивное) кино. Эти фильмы фокусируются на предельно натуралистическом изображении сцен насилия, секса, девиантных форм поведения, что ставят под сомнение современные нормы морали и, на уровне формы, сочетают приемы артхаусного кино последних лет с различными аудиовизуальными экспериментами. Характерно, что картины таких режиссеров как Франсуа Озон, Брюно Дюмон, Гаспар Ноэ, Катрин Брейя, нередко запрещают, обвиняя в аморальности, порнографии и т.п. (например, в России фильм Ноэ «Любовь» (2015) демонстрировался только один раз – и то в рамках фестиваля «Послание к человеку») [1].
НЕУДОБНОЕ КИНО
Нужно понимать, что современное французское трансгрессивное кино не ограничивается вышеперечисленными авторами. Оно представляет собой, скорее, эстетическую тенденцию, сформировавшуюся под влиянием социально-экономических реалий Франции. Её проявления заметны как в продукции массового кинематографа, допустим, в фильмах ужасов («Граница» (2007) Ксавьера Ганса, задуманная как сатира на ультраправых популистов), так и в «авторском кино», в котором, благодаря неизбывному влиянию Новой волны, до сих пор считается моветоном быть политически не ангажированным художником [2].

Когда мы смотрим фильмы Гаспара Ноэ, первое, что испытываем, так это шок от невротичного монтажа, оптических экспериментов, моделирующих особую точку зрения персонажа, использования контрастной цветовой палитры и от изображения ни чем не скованной телесности. Сам Ноэ признается, что в некоторых работах стремится ввести зрителя в состояние «обкуренности», сымитировать галлюцинаторные реакции, желая воздействовать на всю зрительскую психосоматику [3]. Этот факт подчеркивает еще одну эстетическую сторону нового экстремального кино – агрессивный, атакующий характер художественных приемов. Фильм стремится быть неудобным, предельно откровенным, лишь за тем, чтобы вывести зрителя из пассивного «потребительского» состояния. Киноизображение, согласно такой стратегии, должно быть, прежде всего, прочувствовано на всех перцептивных уровнях, а только потом (и то не обязательно) рационально познано. Если сама эта эстетическая практика, как было отмечено ранее, является порождением определенных производственных отношений, то фильмы Ноэ, создаваемые в тех же условиях, хоть и пытаются разобраться в противоречиях общественной жизни, в своих ведущих образах и нарративах оказываются глубоко созвучными реакционным настроениям, которые подогревают во Франции праворадикальные политические круги. «Вход в пустоту», если понимать его в таком контексте, представляет собой изображение самой последней (и самой трагичной) стадии отчуждения – человека от самого себя – как единственного для индивида способа освободиться от пут позднего капитализма.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Когда надежды на мировую революцию 1960-х были развеяны компромиссной политикой французских элит, разочарование в позитивных перспективах борьбы и социальная фрустрация проникла во все сферы культуры. Ввиду стремительно изменяющейся действительности, художникам долгое время было трудно занять какую-либо решительную политическую позицию. Ситуация изменилась только в конце 1990-х годов.

Экономический базис позднего капитализма, основанный на дешевом труде иммигрантов из бывших французских колоний, привел к выработке новых производственных отношений между людьми, сформировав ту самую Францию, которую мы знаем сегодня. Это Франция жесточайшей классовой поляризации, выражающейся в росте неравенства, устойчивой безработицы, гендерной дискриминации (большинство женщин во Франции до сих пор считаются «вторым полом») [4] и маргинализации молодежи. Кроме того, продолжается углубление перманентного конфликта между большими городами и пригородами, ставшими гетто для нескольких поколений французов арабского и афроамериканского происхождения, из которых не существует «социальных лифтов» ввиду институционального расизма.

Целая серия социальных конфликтов приходится на период с 2005-2006 гг., предшествующий созданию «Входа в пустоту». Первый из них – иммигрантские погромы 2005 года, связанные со смертью двух чернокожих подростков, прятавшихся от полиции в трансформаторной будке. Этот инцидент заставил общественность говорить о «социально неблагополучных районах», в которых, ради сокращения социальных расходов, государством закрывались многие культурные и образовательные центры для молодежи, и где 30-40 % взрослого населения не имело работы. Своим выступлением 2012 года президент Николя Саркози, в котором он призвал уменьшить число мигрантов и ограничить им доступ к получению социальных пособий, тем самым продолжив линию правых сил на укрепление расистских настроений, вызвал широкое осуждение со стороны прогрессивной общественности [5].
С конца 1990-х под ударом находится не только цветное население. Мощнейшую акцию гражданского неповиновения спровоцировал законопроект 2006 года «О занятости молодежи», который мог бы позволить работодателям расторгать в течение двух лет договор с гражданами в возрасте до 26 лет, исключительно руководствуясь собственной волей, без каких-либо объяснений причин. Однако благодаря сплоченности профсоюзов французам удалось приостановить работу важнейших коммуникационных структур – и правительство было вынуждено уступить протестующим. Тогда протесты продолжились, но уже против всевозрастающей бедности французского населения. Волна народного гнева спала только в 2010 году [6].

Действующей силой протестов остается молодежь, особенно чувствительная к проявлению репрессивной природы государства и капитала. Отметим и то, что с потерей социалистического оптимизма в обществе нашла себе место праворадикальная пропаганда, основанная на шовинизме и традиционных ценностях. Показатель её эффективности налицо: большую часть современной истории Франции, с 1995 по 2012 гг., президентами избирались представители реакционных сил.

Любая шовинистская идеология предполагает отказ от личной ответственности в угоду иерархической структуре организации труда, где всегда есть тот, кто выше, и он «лучше знает», что нужно тому, кто снизу. Патриархальные традиции и репрессивные институты – её неотъемлемая часть. Таким образом, новый французский экстремальный кинематограф является закономерной реакцией на рост правого экстремизма, все решительней выступающего против отвоеванных в 1960-е гг. гражданских свобод. Эта политическая задача побуждает французские фильмы быть такими откровенными и нигилистичными.
АТЕИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ НОЭ
Фабула «Входа в пустоту» достаточно проста. Молодой парень Оскар, глазами которого мы на протяжении более двух часов будем смотреть на тонущие в неоне улицы Токио, отправляется в бар под метафоричным названием «Пустота», чтобы отдать наркотики своему подельнику – подростку Виктору. Вскоре становится понятно, что Оскар попал в ловушку. Виктор, узнав об интимной связи Оскара со своей матерью, сдает его полицейским. Главный герой прячется в кабинке туалета, но его судорожные попытки избавиться от наркотиков прерывает выстрел полицейского. Оскар падает замертво. По мере того, как парня покидают силы, камера отделяется от его глаз, перенося субъективность главного героя в состояние чистого духа. Вместе с ним всю остальную часть фильма нам придется наблюдать за сестрой Оскара, Линдой, и за их семейными воспоминаниями, восстанавливая хронологию событий.

Вся восточная мистификация в самом начале фильма – тибетская Книга Мертвых, японский антураж – скорее, подготавливает зрителя к пониманию того, что будет происходить дальше, нежели обозначает культурологический нарратив, поскольку история Ноэ не о перерождении, как можно подумать сначала. Сам режиссер отмечал, что его картина «больше о ком-то, кто получает пулю, находясь под кислотой и ДМТ, и спотыкается о свою собственную смерть и мечтает о том, чтобы его душа вырвалась из его плоти, потому что он хочет сдержать обещание, данное своей сестре…» [7]. Действительно, все, что мы видим в фильме благодаря субъективной камере, больше похоже на трип по бессознательному человека, испытавшего на себе разрушительное давление обстоятельств.
В раннем возрасте Оскар и Линда теряют родителей. Оказавшись абсолютно одиноки, они клянутся друг другу в том, что никогда не расстанутся, но вскоре органы опеки разлучают их. Всю свою жизнь парень посвящает поиску возможности вновь оказаться рядом с сестрой, и не находит никакого другого выхода, кроме как скопить деньги ей на билет, торгуя наркотиками. Оскару кажется, что «все, кто работают – рабы». Таким образом, психоаналитические конфликты, связанные с инцестузиозной тягой к сестре, вплотную пересекаются с социальным положением Оскара и его близких людей.

Прием наркотиков, которые распространяются в коробках для dvd-дисков (забавный намек на одурманивающую или, по Адорно, фрустрирующую функцию кинематографа), в классовом обществе, где простой труд обесценен, а все социальные отношения подвергаются коммодификации (явным олицетворением которой является клуб «Власть, деньги, секс») – это шанс выйти за пределы подчиненного экономическим правилам игры тела. Ощущение оторванности от плоти создает ложную дихотомию тела и духа. В такой ситуации она неизбежно приобретает важный идеологический статус.
Классический марксизм стремится объяснить это тем, что при капитализме пролетариатом владеет случайность. Развитие буржуазных отношений, сопровождавшееся еще большим разделением труда, в сравнении с предыдущими эпохами, привело к тому, что человек получил иллюзию индивидуальной свободы, поскольку сам его труд стал случайным, фрагментированным и ни к чему не привязанным. Иначе говоря, стал абстрактным. Абстрактный труд отделяется от врожденной тяги к самодеятельности (конкретному труду), когда-то функционально приспособленной архаичным ремесленничеством и патриархальной семьей к определенному этапу развития производственных сил. Классы, заменившие сословия, с одной стороны, разрушив некоторые оковы традиционного общества, позволили людям относится друг к другу как индивиды всеобще-исторического пространства, но, с другой стороны, закрепили господство товарно-денежных отношений, тон в которых задает владелец средств производства и денежного капитала. Характер этой воли зачастую недосягаемый тому, кто не в доле, тому, кто владеет только своей способностью трудиться. Поэтому вся самодеятельность, индивидуальная свобода, достающаяся человеку после воспроизведения собственной жизни (получения благ за продажу труда), оказывается изолированной от общественного бытия и ограничена классовой сущностью индивида. Скажем так: границы нашей индивидуальной свободы обнаруживаются в тот момент, когда по воле господствующего класса изменяются условия существования нашего класса. А господствующая форма собственности обуславливает то, как наше подавленное сознание разделяет мир на телесное и духовное (первое, буржуазная отчужденная собственность; второе, наша способность трудиться). Отсутствие организованного сопротивления угнетению, неимение путей влияния на нашу общественную судьбу, приводит к высшей форме отчуждения – человека от самого себя как действительного индивида [8].

Трагичность доли Оскара как раз заключается в случайностях: фура врезается в их маленький семейный автомобиль (тяжелый транспорт, наравне с поездом, есть движущая сила капитала), социальная служба распределяет брата с сестрой по разным семьям (репрессивная государственная структура) и парень выбирает продажу наркотиков в качестве «наилучшего из всех возможных вариантов заработка» (власть рынка). Постоянное балансирование на лезвии ножа между неволей и смертью ради нескольких часов близости с родным человеком – такова цена индивидуального бытия в современных условиях. Но и это счастье хрупко. Линда заводит роман с Марио, менеджером клуба, который предлагает ей высокооплачиваемую работу. Крепко стоящий на ногах Марио уводит Линду от Оскара, а Виктор, репрессируя плоть своей матери, не повременит закрепить свою ревность сильной рукой государства. Другая часть его окружения – маргинальные художники – так же прячется от реальности в абстрактной живописи или конструировании игрушечной модели города, альтернативного настоящему, где вместо стрип-клуба архитектурным символом утопии возвысится отель «Любовь», в котором интимные связи перестанут быть «закрытыми» и «аморальными».
Блуждание души в дебрях индивидуального бытия сопровождается вуайеристическими воспоминаниями о семье, которая оказалась неспособна защитить своих собственных детей. От нее остаются только смутные образы нежности, чистоты, легко замещенные аффектом от ненароком увиденного родительского совокупления. Сестра – единственное, что осталось от этой герметичной конструкции. Сексуальная табуированная страсть сохраняется в сознании Оскара как уголок свободы, что нельзя ни продать, ни купить. Только телесная близость обеспечивает коммуникационную связь между людьми – и поэтому секс становится последним оплотом потерянной общительности, в отличие от семьи, подвергающейся жестокой критике, как такой же продукт случайности, в господствующей системе отношений обрекающей на несение фатальной ответственности (часть сюжета следующего фильма Ноэ).

Лишь смерть позволяет Оскару окончательно разорвать связь с телом и уйти в идеальное состояние – остаться в окружении собственных фантазий, иллюзий и нереализуемых желаний. Никакого Бога для Ноэ нет, ведь любое зачатие – это всего-то физический процесс, в фильме сопоставляющийся с пустотой. Это и есть тот самый «Вход в пустоту» – в метафизическое состояние абсолютного безразличия, в котором образы прожитой тобой жизни есть то единственное, чем ты можешь распоряжаться как собственностью. Хотелось бы назвать этот взгляд атеистическим идеализмом, поскольку, не имея в качестве утопического горизонта Бога, Ноэ пытается разглядеть пути к вечному возвращению в индивидуальном бытии, но постоянно наталкивается на материальные преграды этого бытия. Линда не придет к Алексу, а останется с Марио. Боясь потерять работу, она сделает аборт. Алекс, поломанный обстоятельствами и чувством вины, пустится в бега. А незадачливый японский инженер так и продолжит строить свой город Солнца в вечных сумерках гетто, над которым никогда не зажжется рассвет. И Оскар ничем не сможет повлиять на это, потому что он достиг высшего уровня отчуждения, не решившись преодолеть репрессирующие его обстоятельства, т. е. стать опасным. Социальный радикализм пугает Ноэ, любое насилие кажется ему призраком авторитаризма. Замкнутость в пределах безопасного существования делает его героев глубоко трагичными. Подобный взгляд вполне отражает состояние индивида, живущего в период распада социальной материи.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Белоглазова К. Love actually [Электронный ресурс] URL: https://seance.ru/blog/reviews/noe-love/
Хорошим примером этого является интервью Люка Бессона, приуроченное к выходу фильма "Курс" // Бессон Л. "Мы решили рассказать историю "Курска" без Путина" [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3382176/
Lindblom J. The Cognitive Import of Contemporary Cinema: Deviant Phenomenal Models in Gaspar Noé's Enter the Void, P. 10.
Nicodemo T. J. The New French Extremity: Bruno Dumont and Gaspar Noé, France's Contemporary Zeitgeist, London, Ontario, Canada. 2013. P. 24-25.
Nicodemo T. J. The New French Extremity: Bruno Dumont and Gaspar Noé, France's Contemporary Zeitgeist, London, Ontario, Canada. 2013. P. 20-23.
Хроника событий на сайте ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/student_protest_france_working_codex_120306/
Lindblom J. The Cognitive Import of Contemporary Cinema: Deviant Phenomenal Models in Gaspar Noé's Enter the Void, P. 3.
Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений, Т. 3. М., 1955. С. 77-78.
Made on
Tilda