Ная гусева | 17 ИЮНЯ 2022

ЭННИО. МАЭСТРО: НЕОГРАНЕННАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ

Жизнь великого итальянского композитора в объективе его верного соратника Джузеппе Торнаторе

ЭННИО. МАЭСТРО: НЕОГРАНЕННАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ

НАЯ ГУСЕВА | 17.06.2022
Жизнь великого итальянского композитора в объективе его верного соратника Джузеппе Торнаторе
ЭННИО. МАЭСТРО: НЕОГРАНЕННАЯ ДРАГОЦЕННОСТЬ
НАЯ ГУСЕВА | 17.06.2022
Жизнь великого итальянского композитора в объективе его верного соратника Джузеппе Торнаторе
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
Страна: Италия, Бельгия, Нидерланды, Япония, Китай, Германия
Год: 2021

Неприметный старичок, в котором с первого взгляда узнается классический итальянец, активно наматывает круги по квартире. Как маленький живой двигатель среди вороха исписанных нотами страниц, сотен книг и упирающихся в потолок шкафов. Если бы вы встретили Эннио Морриконе на улице, то далеко не факт, что узнали бы гения перед собой. Сам Эннио гением себя не считал. Наверное, оттого и оставался незаметным.
Джузеппе Торнаторе снял невероятно трогательный фильм-портрет с заслуженно громким названием «Эннио. Маэстро». С Морриконе они не раз работали вместе, потому и ода композитору выполнена с любовью, которую трудно не заметить. Но любовь — чувство сложное и не всегда понятное. Тысячи киноманов по всему миру знают и любят саундтрек к спагетти-вестерну Серджио Леоне «За пригоршню долларов», а Морриконе почему-то его невзлюбил уже после выхода фильма. Он приносил режиссерам композиции, которые называл набросками, а в ответ слышал: «Эннио, неужели ты не видишь, что это шедевр?»

У Торнаторе особая страсть к тягучим фильмам. Таким, которые проживаешь вместе с их героями. В случае с «Эннио. Маэстро» зрители проходят путь композитора от игры в ансамбле в 16 лет до выступлений на огромных стадионах по всему миру. И весь рассказ ведется от первого лица. Представьте, что вы на два с половиной часа очутились за одним столом с Эннио Морриконе, и он рассказал вам всю свою жизнь. Так, как делают это друзья: с шутками, колкими замечаниями и насвистыванием знакомой мелодии.
Отношения Морриконе с музыкой завязались не то чтобы добровольно: его отец играл на трубе в оркестре, и сын унаследовал профессию. Правда, в музыкальной школе он редко соблюдал классические правила и шокировал именитых преподавателей своими проделками на нотном стане: в его стиле было совместить приемы, которые никогда не стояли рядом. Но это не было принудительным занятием — Эннио всегда уважал дело своего отца. Настолько, что когда тот больше не мог играть, Морриконе перестал использовать трубу в своих произведениях, даже несмотря на ее ведущую роль во многих композициях.

С раннего возраста Эннио был связан с музыкой и до последнего не мог и не хотел с ней расставаться. Морриконе был однолюбом — и в профессиональном, и в личном планах. Он относился к музыке, как к эксперименту, и был одним из немногих, кто воспринимал ее в таком ключе. Уже в 16 лет Морриконе выступал в ансамбле Альберто Фламини, где раньше играл его отец, чем и кормил семью.

Эннио было 22, когда он начал заниматься аранжировкой популярных песен для радио. Первое признание Морриконе принес трек Джино Паоли под названием Sapore Di Sale, который до сих пор считают верхом карьеры певца. В том же году Паоли выстрелил себе в грудь — пуля до сих пор находится рядом с его бьющимся сердцем.
Широкая известность пришла к Морриконе после работы с бывшим одноклассником, режиссером Серджио Леоне. Вместе они нащупали новую веху в кинематографе: Леоне известен как один из основателей жанра спагетти-вестерн, а Морриконе сделал их звучание неповторимым. Монументальная «долларовая трилогия» определила многие характерные черты жанра, в числе которых было органичное музыкальное сопровождение, во многом складывающееся из звуков погонь, выстрелов и характерного свиста.

Дальше — сотни аранжировок для звукозаписывающей компании RCA и работа с мировыми знаменитостями, приглашение в Голливуд, выстраданный «Оскар» за вклад в киноискусство и десятки музыкальных экспериментов. Можно было бы перечислить более 400 фильмов, над которыми работал Морриконе, и вспомнить с каким энтузиазмом создавался каждый из них, но с этим уже отлично справился Торнаторе — поэтому картина обязательна к просмотру. Ну, а мы всего лишь подводим итоги и делимся впечатлениями. Отдаем дань уважения, если хотите.

«Маэстро» еще раз подтверждает аксиому, в которую, кажется, верили все, кроме самого Морриконе — он был уникален. Артисты и режиссеры со всего мира выстраивались к нему в очередь и вопрошали: «Эннио, сделай что-то похожее». В любом другом случае просят сочинить нечто неповторимое, но каждое произведение Морриконе было единственным в своем роде — даже если он просто исполнял уже существующую композицию на новый лад.
Коллеги по цеху знали, что Эннио гениален, и никто не подвергал это сомнению. Сейчас, через несколько десятков лет после выхода культовых спагетти-вестернов, их саундтрек не кажется нам чем-то невероятным — все-таки мы слышали их достаточно. Но именно Морриконе придумал подстраивать темп под бой копыт на экране, просил насвистывать ему в трубку какой-нибудь мотив, имитировал вой койота во время сессии звукозаписи. Результат: заглавная тема «Хорошего, плохого, злого» — классика саундтрека отныне и навеки.

Несмотря на то, что Морриконе не всегда по достоинству оценивал собственную работу, он определенно знал себе цену. Мог отказаться от проекта, если в фильме звучала чужая композиция, даже когда все музыкальное сопровождение уже было написано и отработано. Не терпел, когда его просили переделать произведение, и заявлял: «Я сделал так, как вы хотели, но это полнейшая ерунда». Многие режиссеры отворачивались от своих принципов и авторского видения, чтобы завоевать доверие Морриконе.

Лента Торнаторе дает нам два взгляда на Эннио — его собственный и наблюдение со стороны. Восхваления коллег контрастируют с простым, иногда даже тривиальным отношением самого Морриконе к работе. Для них написать аранжировку из подручных средств и без инструментов за пару мгновений — чудо. Для него — дело десяти минут. Эннио часто говорил, что не помнит, сколько саундтреков создал, но все равно стабильно выдавал по одной партитуре каждый месяц.

Должны пройти годы, чтобы музыку признали классикой. Не одно десятилетие прошло, прежде чем произведениям Баха присвоили такой статус. Будут ли слушать мою музыку через сто лет? Я не знаю. Не уверен.


Эннио Морриконе

Великий Эннио Морриконе скончался почти два года назад. Сегодня его композиции исполняет Metallica под рев многотысячной толпы. Мелодичный свист стал обязательной частью любого уважающего себя вестерна. Его руки пошатнули классическую музыкальную школу. С экспериментами Морриконе связаны многие переломные момент в истории киносаундтреков.

Мы и правда не знаем, кого будут слушать в будущем, кого будут называть классиком через 100 и даже 200 лет. Но точно уверены в том, что имя Морриконе войдет в список бессмертных — тех, чьи творения смогут пройти сквозь века.

Редактор: Сергей Чацкий

Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda