Режиссер: Сэм Мендес
Страны: Великобритания, США
Год: 2022
Чтобы понимать фильмы Сэма Мендеса, достаточно просто жить в контексте нашей эпохи. Даже в тех случаях, если зрителей перебрасывают то на американскую дорогу перемен 50-х, то на западный фронт 1917 года, то в Британский кинотеатр Empire начала 80-х. Режиссер все равно говорит о проблемах насущных через проиллюстрированное им на экране время. В «Красоте по-американски» он поднимал характерную для 90-х годов проблему упадка нравственных ценностей «благополучной жизни белых людей», которая не делает их счастливыми; в «Морпехах» 2005 года наблюдалась попытка гуманистически осмыслить события, происходившие в Персидском заливе в 1993-м, показав рядовую жизнь рядовых солдат США в разгар Иракского конфликта.
Похожим образом обстоит дело и в качественно сделанной аттракционной бондиане: смелый шаг по протоптанному известным на весь мир шпионом пути, приведшему к неожиданному космическому успеху — здесь и премии BAFTA, и победы на «Оскарах», «Глобусах», «Сатурнах», «Спутниках» и звучащая из любого приемника Skyfall.
Разноплановость жанров, в которых работал Мендес, возможно, и подтолкнула его к мысли, что настала пора снять «кино про кино», то есть поговорить о себе любимом. Ведь последний его фильм, «1917», частично основан на рассказах его же деда Альфреда, воевавшего в Первую Мировую. Картина с личной историей под привлекательным слоем кинопроизводственной штукатурки, маневренным операторским ходом и вновь кричащей актуальностью получила признание публики, а для Мендеса это очень важно.
И вот наконец публике представляется «Империя света» — история на откровенные темы, тревожащие сугубо режиссера, но скрытые за сюжетной канвой и за ограниченным количеством героев. И как бы ни старались в ней поднять ввысь актуальные проблемы, бурно витающие в воздушном потоке Гольфстрима в последние несколько лет, понятнее от этого картина не стала. Ах, да, еще тут немного говорят про кино.
Большое, тянущееся ввысь здание с золотыми неоновыми буквами «EMPIRE» располагается прямо на набережной Юго-Восточной Англии. 1980 год. Надпись «Popcorn» у стойки со снеками; цитата Шекспира над входом в кинотеатр: «Find the light where the darkness lies»; вывеска «No entry» перед лестницей на последний этаж — камера акцентировано в самом начале задает эти три тезиса предстоящего откровения Мендеса о кино, о театре и о том, что за их пределами, не для глаз публики (но на дворе 2023 год, значит, показывать уже можно).