ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 27 АвГУСТА 2023

ЭЛЕМЕНТАРНО: ЛЮБОВЬ — ЕСТЬ МНОГООБРАЗИЕ

Анимация, примиряющая противоположности

ЭЛЕМЕНТАРНО: ЛЮБОВЬ — ЕСТЬ МНОГООБРАЗИЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 27.08.2023
Анимация, примиряющая противоположности
ЭЛЕМЕНТАРНО: ЛЮБОВЬ — ЕСТЬ МНОГООБРАЗИЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 27.08.2023
Анимация, примиряющая противоположности
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Мы изменили химию друг друга.


Из анимационного фильма «Элементарно»

Режиссер: Питер Сон
Страна: США
Год: 2023

В последние годы качество проектов Pixar неуклонно снижалось. Возможно, дело в том, что количество оригинальных историй студии заметно уменьшилось. «Тачки 3», «Суперсемейка 2», «История игрушек 4» и «Базз Лайтер» были небезынтересными постановками с яркими героями и интригующим сюжетом, но во многом они продолжали наработки предыдущих лент, а не создавали новые миры.

Анимационные проекты калифорнийской компании по-прежнему радовали маленького зрителя, но в меньшей степени стали привлекать взрослую аудиторию.
Помимо отсутствия свежих идей большую роль в неудачах Pixar сыграла пандемия COVID-19 — на некоторое время она заставила компанию отказаться от привычного проката и переключиться на гибридный, когда одновременно с кинотеатральной премьерой ленты выходили на стриминговых платформах. Это сказалось на их финансовых показателях.

Кроме того, пертурбации в руководствующем звене мейджора — место ушедшего со скандалом одного из основателей Pixar Джона Лассетера занял режиссер «Вверх» и «Души» Пит Доктер — и расставание с некоторыми ведущими сотрудниками не могли не сказаться на качестве работ корпорации.

Новое творение гиганта анимационной индустрии — дело рук Питера Сона, автора «Хорошего динозавра». В центре сюжета «Элементарно» представители природных стихий: огня, воды, земли и воздуха. Действие развивается в густонаселенном Элементал-сити. Туда вместе со своей маленькой дочерью Эмбер приезжает супружеская пара Люменов. Элементы огненной стихии Синда и Берни открывают свою продуктовую лавку, но не все в городе им рады — основными покупателями магазинчика становятся представители одной с ними стихии.

Проходят годы, и Берни собирается передать управление бизнесом своей дочери. Не решаясь идти против родительской воли, Эмбер пытается соответствовать взглядам отца. Однако вспыльчивый характер и отсутствие деловой хватки не дают ей этого сделать. Окончательно все путает неожиданное знакомство Эмбер с инспектором водной стихии Уэйдом Рипплом — вдвоем они пускаются в череду невероятных испытаний.

Элементал-сити вдохновлен Нью-Йорком. А место, где живут Берни и Синда, — его иммигрантскими кварталами. Особую сложность на этапе создания фильма представлял собой персонаж Уэйда. С одной стороны, он должен был соответствовать своей стихии и быть в достаточной степени прозрачным. С другой, необходимо было найти золотую середину, чтобы герой попросту не потерялся в кадре. И Pixar с блеском решили эту задачу!
За последние годы студия сумела значительно проапгрейдить свои компьютерные мощности. Это позволило создать на экране чрезвычайно выразительную городскую среду. Задний план невероятно фактурен, а в некоторых сценах авторы используют глубинную мизансцену. Благодаря этому, как бы странно это ни звучало, создается впечатление реалистичности происходящего.

Добавляет жизни в кадре и драматургия. Через отношения непохожих друг на друга Эмбер и Уэйда метафорически демонстрируются присущие любому социуму разногласия по национальному, расовому и религиозным признакам. Элементал-сити представляет собой аллюзию на урбанистическое общество, в котором смешались представители различных этнических групп. Сохранить равновесие и учесть интересы каждого — задача практически невыполнимая.

В «Элементарно» поднимаются вопросы миграции и ассимиляции. Противостояние конкурирующих группировок, у каждой из которых свои интересы, одновременно это еще и война темпераментов. Война, которая должна быть немедленно остановлена. Холерик Эмбер и сочетающий в себе черты меланхолика и сангвиника Уэйд вместе отправляются навстречу захватывающим приключениям, но никак не могут установить консенсус между собой.

Однако Сон и его команда не пытаются объять необъятное — они всецело концентрируются на главных героях истории, через них показывая задачи, которые приходится решать современному городскому жителю. И пусть в постановке нет антагониста как такового, это не мешает созданию интриги. Предотвращая техногенную катастрофу, исправляя собственные ошибки, герои идут по пути самопознания и самоопределения.

Объемный и живой, хоть и немного флегматичный, голос озвучившего Уэйда Мамуду Ати (сериал «Архив 81») и полный огня контральто отвечающей за Эмбер Леи Льюис (сериал «Нэнси Дрю») как нельзя лучше подходят персонажам и задают необходимое настроение. Вода и огонь, мужское и женское, абориген и чужеземец, уверенный в себе и нерешительный персонажи — создатели строят конфликт на антитезе, при помощи конкретных примеров демонстрируя объединяющую силу любви.

Взаимоотношения делают героев лучше. Что это, если не любовь? Вот Эмбер сомневается в себе, но поддержка со стороны Уэйда помогает ей обрести веру в себя. Вот она же очаровывает своего компаньона, и он совершает героические поступки, его персоне не свойственные. Вот под воздействием нежных чувств к Уэйду Эмбер сбрасывает метафорические оковы, помогая этим не только самой себе, но и спасая окружающих.
Фокус внимания авторов анимационного фильма главным образом направлен на представительницу огненной стихии. Основной движущей силой сюжета становится отчаянное желание Эмбер угодить отцу и справиться с возложенной на нее тяжелой ношей, а также ее романтическая линия с Уэйдом. В ней находится место и уместному юмору, и сентиментальности, и увлекательному экшену.

Предназначение и поиск своего «я», сепарация от родителей и взросление — кажется, «Элементарно» вполне можно назвать романом воспитания. С оговорками, разумеется. Условности, которые привносит сказочный сюжет об элементалях, сказываются на глубине.

Сон упрощает там, где только возможно, выжимает слезу у зрителя в те моменты, в которые ее нужно выжать, и постоянно гонит своих героев вперед. Темп, который в первые минуты постановки может показаться неспешным, в дальнейшем разгоняется до почти космических скоростей, а все жанровые клише — качаясь на эмоциональных качелях, Эмбер и Уэйд сходятся и расходятся, а опасность подстерегает именно там, где ей и предписано подстерегать, то есть за каждым углом — оказываются соблюдены.

«Элементарно» хорош, но до ужаса ординарен. Его можно сравнить с отличником-занудой. Вроде бы рассказывает все по делу, обстоятельно и в соответствии с наилучшими образцами, но нет в нем искры, «чертовской безуминки».

Анимационный проект родившегося в семье корейских эмигрантов Питера Сона формально заигрывает с понятиями «родина», «ассимиляция» и «любовь», но делает это безыскусно и топорно. Приключения Эмбер и Уэйда яркие, но не запоминающиеся, масштабные, но не эпические, иносказательные, но не содержащие в себе по-настоящему умных мыслей.
«Элементарно» — добрая сказка, которая пытается говорить о реальных проблемах, но ее подводит эскапистский тон и компромиссы, на которые идут создатели, не решаясь пойти дальше избитого постулата «я никому не нравлюсь, но моя искренность покажет, что я достоин любви». С другой стороны, новая работа Pixar — все еще отличное зрелище для детей.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda