ЕЛЕНА чЕРЕЗОВА
29 НОЯБРЯ 2019

УЖАС. ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ

Среда белого куба и выставочная игра как попытка растянуть пространство бездны между причинами и последствиями экологической катастрофы
Привыкший к практически асептичным условиям жизни, современный человек пытается оградиться от влияния внешних загрязняющих факторов. Но зачастую не рассматривается возможный вариант смены полюсов, когда он сам становится источником загрязнений окружающей среды. К сожалению, его иверсированные биоповреждения в большинстве случаев остаются необратимыми.

Так же как в стерильное помещение проникает организм – контаминант, в белый цвет врезаются краски, захватывая пространство кадра. При этом человек, создатель разрушающих изменений чистоты уходит на второй план, оставляя за собой лишь последствия, тени. Такие пятна невозможно ни вырезать из композиции, ни вывести, не нарушив общий баланс. Стоит ли рассматривать такой исход загрязнений с чувством восхищения перед человеком-создателем, принося цветы на памятник его превосходства? Или стоит обернуться и возложить их на могилу природы?
Александра Суворова //
Автор фотографий для статьи
«Ужас. Вы находитесь здесь» – персональная выставка Таты Гориан в галерее ZGA / пространстве Школы современной фотографии ДокДокДок.

Экология как глобальная проблема человечества исследует взаимоотношения «живого» с окружающей средой, а Тата Гориан – вне-академический «разрыв между художественным действием, зрительским восприятием и экологической чувствительностью в разделенном пространстве белого куба». Разделение здесь – не одна только формальная характеристика среды, она представляет собой причины творческого беспокойства, мотивации к действию.

Антропоцен шагает по планете – культурный поворот совершён, тело (в терминологии Андрея Шенталя) принимает позу природно-цифрового хиазма, а новый романтизм выстраивает политику аффекта. Человек эволюционирует или нет?
По мысли Чарльза Дарвина экология – это условие борьбы за существование. Кого с кем? Кажется, сиюминутного Человека настоящего с сущностным Человеком будущего. Между этими позициями зияет пропасть, заполненная отходами. Она приводит нас в ужас. Его (помимо травмы от безвозвратного исчезновения мира, который мы когда-то знали) и запечатлевает Гориан.

Совместно с кураторкой Феодорой Доможиловой-Каплан художница конструирует воображаемую ситуацию большой Игры, перехода от оцепенения к действию.

Выставка оказывает почти терапевтическое воздействие на зрителя, изолированного пространством белого куба, способным фокусировать и обострять внимание.

Сегодняшний сознательный человек понимает, что он оказался в рамках надвигающейся экологический катастрофы. В чем же причина нашего плачевного положения? Этого мы не способны помыслить, но можем прочувствовать благодаря присутствию в пространстве. Именно в «пространстве», смысл которого (выводимый из философии Мартина Хайдеггера) заключен в отсутствии означающей привязки – мы пытаемся осмыслить не место и не вещи, которые его заполняют, (назначение их постоянно меняется), а причины настоящего состояния окружающей среды.

Философ Тимоти Мортон убеждён, что причины эти нам не доступны – они относятся к будущему, которое недостижимо. Экологические предметы и произведения искусства связаны с отсутствием конкретики; их форма – существование и явление себя – прошлое. Сущность эко-предметов – будущее; они располагаются в пропасти, плоскости неизведанного, пугающего пространства – куба, белый цвет которого обусловлен историей развития выставочной практики.
Структура выставки – слои – природных объектов и искусственно созданных предметов квази-культуры, цифровых медиа-пространств, компьютерных интерфейсов и экспериментальных музыкальных фраз. Их форма – прошлое и рассказ о нём.

Тут – окрашенный «под мрамор» конус из пластиковой скатерти стремится ввысь, в мозаичном зеркале производства отражается лес, пиксельная птичка ест «реального» комара, там – проекция яблоневого дерева (раскрывает её происхождение захваченный камерой курсор) перекрывает собой прикреплённые к стене искусственные яблоки, за урбанистической занавеской прячется смущенная (или испуганная?) уточка, а кактус отращивает накладные ресницы.

Предметы и объекты на фотографиях – маргиналы рынка потребления. Ответственность, то бишь – «чувство экологической вины», за их практическую неприкаянность ложится на художницу и, закономерно, на зрителя. Кажется, у нас ещё есть шанс – остаётся только выбрать, куда отправить «мусор». На переработку или на корм организмам -суперпомощникам, способным переваривать пластик! В такой игре нет проигравших.

Видим и чувствуем мы не только и не столько фотографии или коллажи, составленные из разновеликих рамок кадров, но и процесс их создания – один за другим снимаем цифровые и смысловые слои в попытке пересказать авторский «сюжет».

Этикеток на выставке нет – децентрализация уравнивает произведения в правах и репрезентациях. Природа здесь равна Человеку. Ведь разделение на данные системы не имеет смысла. Нет больше природы, нет больше человека – есть только умозрительность заглавной буквы. Всё связано со всем, ничто не исчезает бесследно.
«Ужас. Вы находитесь здесь» не концентрируется на проблемах политической экономии, а избавляет участника выставочной игры от паранойи, но не благодаря актуальным сегодня «положительным эмоциям». Их место занимают размышления об ответственности и «жутком» (по Фрейду) – проявлении патологий повседневной жизни, с которыми ежедневно соприкасается наше тело.

В пространстве белого куба, где живёт страх, пропасть между прошлым и будущим растягиваешься на максимальную ширину и является «местом памяти» о переживаниях личностной экологии – сознательной и около-лирической.
Автор рецензии // редактор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda