Случалось ли вам видеть такой кошмарный сон, от которого вы не просыпаетесь с криком, но пребываете в не менее мучительном состоянии? Когда полностью обволакивает чувство необъяснимой тревоги, не давая при этом вырваться из липких лап Морфея? Так вот, «Уховертка», свежая работа постановщицы с труднопроизносимым именем Люсиль Хадзихалилович, производит именно такое впечатление: во время просмотра зрителя будто погружают в транс с целью достижения состояния стойкого дискомфорта, одновременно гнетущего, мучительного и очаровывающего.
В прессе часто всплывает напоминание о том, что Люсиль — супруга известного провокатора Гаспара Ноэ. Но в случае с ее личными работами его имя не играет никакой роли. Хадзихалилович — самостоятельный художник, и пускай в ее почерке ощущается что-то от Кроненберга, Линча, Жене и фон Триера одновременно, каждая из созданных ею картин обладает ярко выраженной индивидуальностью. Увидев хотя бы одну работу Люсиль, можно сделать вывод о том, что постановщица, как минимум, обладает несомненным талантом создавать уникальные вселенные, построенные на сюрреализме и не стремящиеся к внятному повествованию.
Даже не читая одноименный роман писателя Брайана Кэтлинга (по совместительству скульптора, поэта и режиссера), можно ощутить, насколько этот материал близок Хадзихалилович, которая рассмотрела в нем не увлекательную историю, а фундаментальный базис для своего нового сюр-кошмара. С самых первых кадров мы понимаем, что причинно-следственный нарратив, четко отвечающий на зрительские вопросы «что?», «почему?» и «зачем?», здесь отправлен на задворки, уступив место атмосфере и художественному стилю. Первые 20 минут герои вообще не произносят ни единого слова, и, когда форма общения героев друг с другом (и со зрителем тоже) становится наконец вербальной, это не меняет для понимания сути происходящего ровным счетом ничего. Сознание тянется обратно к молчаливому завораживающему визуалу, дополненному звуками поющих бокалов и бесстрастно отсчитывающих время часов.