До экранизации Вильнёва мой старик еще не добрался, хотя, не сомневаюсь, что и канадского режиссера он тоже назовет сумасшедшим, так как прожитая им эпопея по экранизации истории о связывающих по рукам и ногам предназначениях и освободительных войнах на пустынной планете Арракис с самого начала производства ходила по грани. Оригинальный роман Герберта было решено поделить на две большие киноадаптации, причем, если денег на продакшен первой Дени кое-как наскребал, то судьба продолжения оставалась туманной вплоть до завершения всех прокатных мероприятий — студийное руководство поначалу не видело в зарождающейся киновселенной «Дюны» убийцы «Звездных войн». И к большим планам режиссера, однажды уже «гениально провалившегося», по части финансов, с «Бегущим по лезвию 2049», относилось скептически. А Вильнёв вызов принял и смиренно отправился переносить на экран титаническую космическую притчу, с трудом поддающуюся гипнозу киноэкрана. Вызов был принят, и вызов долгое время казался заведомо проигрышным.
Ну а если так подумать, то будет ли абстрактным детишкам интересно играть с абстрактными незагорающимися спичками?
Сумасшедший Вильнёв снял отличную «половину Дюны». И, разрабатывая сиквел, дал зрителям понять, что режиссер не просто нацелен на лавры Star Wars (которые, к слову, с уходом в сериальный цех ослабли, обнищали, как с перспективы давних фанатов, так и людей, ранее с серией знакомых опосредованно). Вменяя «Дюне по Вильнёву» судьбу «Звёздных войн», критики опасались, что мы скоро станем свидетелями стремительного возгорания и еще более стремительного угасания очередной конвейерно-блокбастерной цепочки. А вот после выхода «Части второй» речь уже заходит чуть ли не о глобальной реформации кинофантастики как таковой.
Еще сильнее разбередить литературный нарратив и преумножить фирменный визуальный экспириенс — цели, которые постановщик задает перед своим «программным» сиквелом в первую очередь, в обход банального «заработать на третий фильм и доить наследие Гербертов да талого». Книжная первооснова деформирована пуще прежнего, сочетание графической аскезы и социально-политического комментария выведено на совершенно новый качественный уровень, и нежные лозы мыслей прорастают в голове каждого, кто, застав мстительную одиссею Пола Атрейдеса, хотя бы на миг нафантазировал себе, каких масштабов галактический эпик ожидает нас через пару-тройку лет, когда резко разбогатевший Вильнёв неизбежно возьмется за, с одной стороны, уже обозначено вольное, а с другой, неимоверно залипательное и завораживающее зрелище, которое будет носить заголовок «Мессия Дюны». Или «Дети Дюны». Или даже какое-нибудь самопальное «Дюна: Священная война». Сомневаться не приходится в одном: Дени всю свою карьеру копил идеи и технические навыки именно для этого момента — для грандиозного кинематографического грехопадения, когда сумерки контекста жизни и творчества Фрэнка Герберта разойдутся перед сияющей зарей завтрашнего дня и завтрашнего смысла.