АРСЕНИЙ ТЕРОЕВ
22 ноября 2020

ЕЩЕ ПО ОДНОЙ: ВЕЧНО МОЛОДОЙ, ВЕЧНО ПЬЯНЫЙ

Мощная психологическая драма об алкоголе, который становится моральным ориентиром и затмевает ясные жизненные цели
Режиссеры: Томас Винтерберг
Страна: Дания, Швеция, Нидерланды
Год: 2020

Изначально перенесенная с апреля на август и дошедшая до российского проката лишь в ноябре, новая картина Томаса Винтерберга — это мощная психологическая драма об алкоголе, который становится моральным ориентиром и затмевает ясные жизненные цели.

Хотя начинается фильм довольно бодро. Краткое описание истории звучит, как анекдот: заходят как-то историк, физрук, психолог и учитель музыки в бар и решают проверить на своем опыте теорию некого ученого-психиатра Финна Скэрдеруда о недостаточном содержании алкоголя в крови. Вся первая половина фильма абсолютно полностью отвечает этому представлению.
Четыре друга среднего возраста (и явно переживающие известный кризис, но уверенно скрывающие это) — учителя в одной школе, и у них есть одна общая проблема — преподавательское ремесло больше не дается, хотя в последние десять лет все шло как по маслу. И то ли дети нынче слишком наглые и сидят в телефонах вместо учебы, то ли брак какой-то «неживой», каким был в далекой молодости, то ли нет времени на отдых дома из-за маленьких отпрысков с недержанием, то ли вовсе причина кроется в банальной неуверенности в себе. Однако и Мартин, и Николай, и Томми, и Петер явно неудовлетворены своим делом и личной жизнью.

Собравшись однажды на дне рождения друга, герои находят, как им кажется, оптимальное решение и универсальный ответ на все жизненные вопросы: чтобы все было хорошо, в крови человека стабильно должна быть половина промилле алкоголя.

И так, запасшись алкотестерами (естественно, чтобы не уйти за рамки эксперимента), алкоголем всех сортов и стойким убеждением, что все делается ради науки, мужчины шаг за шагом повышают дозировки и ставят все больше целей, ведь теория на их удивление (и на удивление зрителей) работает: у главного героя, Мартина, кажется, открывается второе дыхание и появляется воля к жизни; его ученики довольны тем, как он проводит занятия, а личная жизнь вдруг расцветает давно забытыми красками.
Камера норвежского оператора Стурлы Брандта Грёвлена здесь чутко прослеживает перемены в жизни персонажей, и кадр наполняется теплыми цветами, когда причины для беспокойств героев фантастическим образом испаряются, а сцены все больше напоминают беззаботный популярный среди молодежи «пивной» забег вокруг озера из эпилога фильма.

Зритель, в отличие от окружения учителей, знает, что именно постоянно употребляют герои, прикладываясь к термосу или пластиковой бутылке, отчего на лице выступает легкая ухмылка. Так же, как и Мартин или Томми, он уходит в объяснимый одной природе человека кураж, до тех пор, пока не наступает отходняк.

Резкий поворот фильма в сторону драмы и тяжелые последствия проверки теории героев, с которыми оставляет смотрящих жестокий экспериментатор Томас Винтерберг, заставляют вмиг позабыть о забавном алкогольном опьянении, участником которого невольно стал и сам зритель. И тут уже выбор за ним: продолжать жить сладким сновидением или проснуться и выбраться со дна пропасти, в которую угодил.
«Еще по одной» — ода, посвященная извечному вопросу о пользе (вреде) алкоголя, это картина о восприятии мира, кризисе, молодости и лучших прошедших временах, которые мы всегда жаждем, как Мартин, но не замечаем их наличия в настоящем.

Где-то между бурными, красочными и живыми пьянками героев, мелодраматичными сценами выяснения отношений между супругами и скорбными похоронами друзей, в том движении, которое принято называть жизнью, пульсирует еле уловимая нотка, дань уважения «Андеграунду» Эмира Кустурицы, который увековечил темы слепого прожигания жизни и осмысления ее через призму ложных ориентиров в кинематографе еще 25 лет назад. Ну, а нам то что? Нам еще по одной!

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda