ЭДУАРД ТЯН | 27 МАРТА 2024

КРАСОТКИ В БЕГАХ: В ПОГОНЕ ЗА ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Итан Коэн за отсутствием брата практикуется в постановке b-movie

КРАСОТКИ В БЕГАХ: В ПОГОНЕ ЗА ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

ЭДУАРД ТЯН | 27.03.2024
Итан Коэн за отсутствием брата практикуется в постановке b-movie
КРАСОТКИ В БЕГАХ: В ПОГОНЕ ЗА ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
ЭДУАРД ТЯН | 27.03.2024
Итан Коэн за отсутствием брата практикуется в постановке b-movie
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Итан Коэн
Страны: США, Великобритания
Год: 2024

Не так давно один из главных дуэтов в американском кино взял паузу — Джоэл и Итан Коэны решили пуститься в свободное плавание, чтобы заняться сольным творчеством. Не до конца понятно, пошло ли это им на пользу, но как факт имеем следующее: Джоэл, не мудрствуя лукаво, взялся за экранизацию «Макбета» — слово в слово, не отходя от исходного текста Шекспира ни на йоту. Итан оказался менее радикален и снял роуд-муви «категории B» о парочке влюбленных девушек, случайно втянувшихся в уморительную криминальную передрягу. На словах звучит как идеальный материал, в котором Коэн должен чувствовать себя как рыба в воде. Но вот реализация если и не подводит, то точно оставляет некоторые вопросы.
В центре изображаемой Коэном истории две противоположности. Раскованная и лихая бунтарка из Техаса Джейми (Маргарет Куолли), у которой отсутствует педаль тормоза, и рациональная, с налетом строгости и нечеловеческим уровнем терпения Мэриан (Джеральдин Висванатан), выступающая бетонной стеной или внезапно спущенным колесом, способным остановить мчащуюся на дикой скорости Джейми. Срываясь в путешествие по провинциальной Америке на машине, предоставленной брюзжащим Кёрли (Билл Кэмп), работником компании по перегону автомобилей, подруги успевают побывать на тусовке женской команды по футболу, загреметь в полицейскую камеру и сблизиться друг с другом. Вот только проложенный окольными путями маршрут Филадельфия — Таллахасси вряд ли придется по душе местной мафии, желающей поскорее добраться до багажника машины, хранящего вещи пострашнее отрубленной головы в морозильной камере.

В «Красотках в бегах» «коэновский» стиль вырисовывается в деталях, но фирменный ироничный тон теряется в намеренно небрежной стилизации под классический b-movie. Привычные персонажи и спутники фильмографии Коэнов все еще на месте: соревнующаяся в собственной глупости парочка головорезов, бойкая девушка-полицейский и американская периферия в качестве фона событий. Горестно, что все эти детали лишь бледные копии уже знакомых нам образов.

Смещая акцент на нарочито вычурное исследование женской сексуальной природы во всех ее проявлениях и вещах, о которых всегда было принято умалчивать, у авторов не получается нащупать грань, при которой коэновские фишки в этой взрывной смеси феминистского грайндхауса смотрелись бы уместно и аутентично.

Не к лицу фильму и слишком сумбурное повествование, вкупе с небольшим хронометражем напоминающее скорее краткий пересказ, из которого вырвали авторский слог и тем самым, продолжая проводить литературную параллель, лишили текст голоса и стиля. Самобытный киноязык не менее важен для картин братьев Коэн, чем качественный сценарий. Обуздать «коэновскую» историю дано не каждому. За примерами далеко ходить не надо: Спилберг, Джоли и Клуни. В «Красотках в бегах» Итан — без Джоэла — либо отказывается от него полностью, либо напротив чересчур гиперболизирует. Кажется, в этом дорожном путешествии закадычных друзей по провинциальной Америке режиссеру не хватает верного соратника и напарника в лице своего брата. Однако любая попытка критики разбивается тезисом о предварительном замысле создателей.
Важно отметить, что Итан, в отличие от своего брата, не обучался кинопроизводству в специализированном образовательном учреждении. Младший Коэн окончил факультет философии Принстонского университета, и, вероятнее всего, именно он отвечал за скрытые подтексты и интертекстуальные ходы в созданных ими фильмах. Учитывая, что формально «Красотки в бегах» стали для Итана сольным дебютом, имеющиеся недостатки можно списать на нехватку опыта или отсутствие совета со стороны.

Сложно обвинять Коэна в нехватке опыта, а картину в проблемах и недостатках, ведь все они маскируются в выбранной режиссером форме и подаче. Острые углы и странные ракурсы камеры, бросающиеся в глаза монтажные переходы, подчеркиваемые смешными звуковыми эффектами. Подобно персонажам фильма, сам он кричит, визжит, не боясь при этом показаться странным и вызывающе отвратительным. Итан не боится быть непонятым, за что хочется сказать ему огромное спасибо. Но всегда есть обратная сторона, которая заключается в том, что «Красотки в бегах» не открывают Итана с новой стороны, а лишь демонстрируют слегка развратные версии Тельмы и Луизы, встречающих на своем пути бракованных коэновских персонажей, сбежавших в несуществующий мир Квентина Тарантино.

«Тельма» и «Луиза» здесь представлены в двух ипостасях и умело дополняют друг друга. Основное внимание — на Джейми. Персонаж Куолли не обременяет себя продолжительными любовными связями и в выборе партнера неприхотлива по всем параметрам. Максимально органичная в этом образе, яркая и дикая Маргарет выступает «батарейкой» фильма, а создаваемая на экране химия между ней и Джеральдин аккумулирует в себе все то светлое (не самое уместное выражение для столь грязной и неряшливой работы), что есть в фильме. Но и их тандем многим может показаться противоречивым и раздражающим. Такое вот кино получилось, требующее от зрителя желания идти на компромисс. Мягко говоря, на любителя.
Смещение в сторону фем-оптики может быть обусловлено тем, что Итан Коэн разрабатывал сценарий совместно с Тришей Кук — своей женой и по совместительству монтажером большинства снятых братьями картин. Легким движением ее руки чисто коэновская комедия (задатки имеются) трансформируется в кино о женщинах, пойманное женским взором, но зафиксированное и сделанное другим человеком. Будучи признанием в любви к «красоткам», стоящий за кадром мужчина в лице режиссера кажется третьим лишним. Таким же лишним, как и расставленные в случайных местах картины коэновские символы — пустая бутафория.

Анимационные вставки, напоминающие трип от галлюциногенных веществ и с должной периодичностью разбавляющие летящий на полной скорости фильм, невзначай намекают на то, что ленте о свободе во всех ее проявлениях гораздо лучше подошло бы время, когда пресловутая свобода не была пустым словом.

Воссоединение братьев уже анонсировано — вместе с тем и продолжение «Красоток в бегах», которые, судя по всему, стали первой частью «b-movie трилогии», задуманной Итаном и Тришей. Несмотря на то, что снимать кино с братом у него получается лучше, чем с женой, верить в успех очередных похождений Куолли по американским просторам все же хочется — порой, чтобы обрести себя, необходимо выйти из зоны комфорта. Итан сделал первый шаг. Теперь дело за следующим (и за следующим шагом, и за «следующим» братом).

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda