НАСТЯ РОМАНОВА | 8 МАРТА 2021

ТРИДЦАТЬ: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Дебютная работа выпускницы киношколы DFFB Симоны Костовы — очень личный фильм о тридцатилетних и для тридцатилетних

ТРИДЦАТЬ: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

НАСТЯ РОМАНОВА | 08.03.2021
Дебютная работа выпускницы киношколы DFFB Симоны Костовы — очень личный фильм о тридцатилетних и для тридцатилетних
ТРИДЦАТЬ: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
НАСТЯ РОМАНОВА | 08.03.2021
Дебютная работа выпускницы киношколы DFFB Симоны Костовы — очень личный фильм о тридцатилетних и для тридцатилетних
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Симона Костова
Страна: Германия
Год: 2019

Каждый возраст достоин собственного фильма. Дебютный фильм болгарского режиссера Симоны Костовы — очень личный фильм о тридцатилетних и для тридцатилетних. 24-часа из жизни компании друзей, ищущих свое счастье на улицах Берлина. У писателя Овунча — творческий кризис. Паскаль и его бывшая девушка Рахи не могут поставить точку в отношениях. Кара и Аня боятся одиночества и постоянно попадают в непредвиденные ситуации. Хеннер обнаруживает, что зависим от алкоголя. Рубеж бурной как будто бы молодости пройден, а место в жизни до сих пор не найдено. Герои фильма Костовы рассказывают о жизни, а не живут ей, все время находясь в ожидании момента, когда смогут назвать себя полностью реализованными личностями. Хвастаются любым (даже минимальным) успехом, в попытках окончательно не погрязнуть в экзистенциальном кризисе. А когда слышат о чужих победах, пытаются найти в этих людях, то, что гложет их самих — неуверенность, чувство изолированности, самозванчества, потерянность и дезориентированность в жизни.

Не нужно ждать от этого фильма, который, судя по синопсису, повествует о молодых людях, собравшихся праздновать день рождение друга, ярких красок, веселья и головокружения от беззаботной молодости. Скорее, найти в нем можно только пристальный взгляд в даль, где нет ничего, кроме бескрайней дороги вперед. Герои надеются, что просто выйдя из дома или сходив бар, а то и переехав в Токио жизнь повернется, дорога завернет в сторону, и там за поворотом, все изменится, станет легче, понятнее. У других же это так происходит? Почему не получится у меня?

Диалоги обыденны. Герои начинают говорить о серьезных вещах, но, цитируя одну из героинь фильма, «лепят банальности, вместо того, чтобы быть тоньше», — все как в жизни, где редко бывает место таким разговорам. Потому что от них слишком больно, потому что, как правило, их прерывает громкий звук миксера или пылесоса, или новый тост. И остается только по-киношному печально, смотря в пустоту, курить на кухне.
Переломный момент фильма — распаковка подарка. После него начинается бесцельное ночное паломничество по узнаваемым (для своих) клубам и барам Берлина. Просто, чтобы убить время, которого, казалось бы, и так немного. Герои весь фильм готовятся к чему-то, собираются что-то сделать, но так и не доводят ничего до конца. Это фильм незавершенного действия, начинающийся ничем и ничем не заканчивающийся. События фильма, как случайно и отрывочно подслушанные истории на пьяной вечеринке никак не складываются в единое. Остается только понимающе вежливо кивать на очередной грустный рассказ о том, как кого-то бросил парень, кто-то застрял в любовном треугольнике, а кто-то просто прожигает жизнь. Каждая новая история — словно бесконечная матрешка из подарочных коробок, — захватывающее начало есть, а чтобы узнать конец нужно еще пожить. И финальный спойлер от Кары: «Пройденный путь и есть награда».

Оператор часто не прячется, а словно полноправный участник фильма, садится с героями в такси, едет в бар, но отличается от остальных персонажей пристальным взглядом, который застает героев в моменты, когда в кадре они одни. В таких сценах камера смотрит на героя с сочувствием, словно чувствует чужую уязвимость, она единственная, кто понимает без слов. Она ловит моменты откровенности и слез. Актеры, к слову профессиональных в фильме только двое, иногда забывают, что по кинематографическим канонам направлять в камеру взгляд нельзя, но они смотрят на нее, как на последнюю надежду, позволяя увидеть обнаженную душу.
Немудрено, что герои чувствуют постоянный упадок сил до невозможности даже утром встать с постели, — они находятся в постоянном конфликте — внутреннем и внешнем. Вечные студенты в бесконечном поиске идентичности. Почти все не обременены необходимостью себя выражать. Они ведут себя так, словно жизнь уже высушила их молодость, их талант и энергию досуха. В сердце фильма — сцена, где камера вглядывается в лица посетителей ночного клуба пять минут к ряду. Кто-то болтает, кто-то целуется, но чаще они словно переживают внутреннюю бурю, их взгляд потерянный. Они все застыли в шаге от чего-то нового, неизведанного, но как к этому прийти абсолютно непонятно.

Дни и ночи ни во что не складываются. Поэтому остается только праздно шататься по улицам да рассуждать о чужом успехе на кухне. «Все говорят, что человечество умрет от рака, но я думаю, что от тотального одиночества», — говорит Паскалю прекрасная незнакомка на вечеринке. Но тут автор словно сам себе противоречит — герои собираются вместе, даже принимают в свой круг новые «заблудшие души», но никто так ни к чему и не приходит. Ни по отдельности, ни вместе. Им не становится легче. Назревают все новые и новые склоки и разногласия. Ночь не исцеляет, а только приносит страдания, которые с новой силой пробуждаются на рассвете. Но жизнь есть жизнь и тягостное молчание прерывается веселым смехом. Главное — жить моментом, а не пытаться пережить его. Сейчас зима, потом наступит весна и на промерзлой земле снова взойдут цветы.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda