НАСТЯ РОМАНОВА | 8 ЯНВАРЯ 2024

ГЕРОЙ НАШИХ СНОВ: ВЗГЛЯД ИЗ ЧЕРНОГО ЗЕРКАЛА

И приснится же такое!

ГЕРОЙ НАШИХ СНОВ: ВЗГЛЯД ИЗ ЧЕРНОГО ЗЕРКАЛА

НАСТЯ РОМАНОВА | 08.01.2024
И приснится же такое!
ГЕРОЙ НАШИХ СНОВ: ВЗГЛЯД ИЗ ЧЕРНОГО ЗЕРКАЛА
НАСТЯ РОМАНОВА | 08.01.2024
И приснится же такое!
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Кристоффер Боргли
Страна: США
Год: 2023

Вскоре после мрачной комедии «Тошнит от себя» норвежский режиссер Кристоффер Боргли решил продолжить линию о «самовлюбленных нормизах» в «Герое наших снов». В фокусе его фильмов люди, отправляющиеся в путешествие к гибели собственного эго. Люди, осознающие себя недолюбленными, непонятыми и непринятыми обществом. Которые в итоге становятся сенсациями в медиапространстве благодаря странному стечению обстоятельств. Сначала их ждет резкий окрыляющий взлет, а после — жесткая посадка. В фильме «Тошнит от себя» речь идет о молодой девушке, использующей свое кожное заболевание ради достижения славы. В «Герое наших снов» же главный герой — фриковатый стареющий профессор, но его стремление к известности остается неизменным.
Пол Мэтьюс — типичный «маленький человек», но с большими амбициями. Он хочет, чтобы его книгу опубликовали, но начать ее он никак не может. Его идеи беззастенчиво присваивают другие, получают регалии и славу, а он так и остается в тени. Его жизнь принимает неожиданный поворот, когда он обнаруживает, что многие люди видят его во сне. Когда журналист публикует статью об этом феномене и размещает ее на странице в соцсетях, то обнаруживает, что это нечто большее, чем он мог себе представить: не просто многие, а миллионы людей по всему миру видят его во сне. Пол становится мировой знаменитостью, и кажется, что эта странная аномалия — лучшее, что когда-либо случалось с ним. Теперь на лекциях у него ажиотаж, дома он вернул внимание жены и дочек, его зовут в рекламу Sprite. Пола окончательно поглощает новообретенная слава, ведь для того, чтобы достичь авторитета, ему не нужно ничего делать. Чем больше внимания он получает, тем более смертоносным становится его присутствие в чужих снах. После очередного коллективного кошмара с ним в главной роли Пол и его семья становятся изгоями и должны научиться справляться с трудностями и найти выход из этой беспрецедентной ситуации.
Боргли прослеживает путь Пола — типичную траекторию современной знаменитости. Не столько кинозвезды или музыканта, сколько обычного человека, который — случайно или с помощью алгоритмического механизма, навязанного нам TikTok и ему подобными — становится популярным и мгновенно входит в нашу повседневную жизнь, хотим мы этого или нет. По мере того, как сны и их последующее влияние на жизнь Пола начинают выходить из-под контроля, его озабоченность тем, как другие видят его, возрастает до неконтролируемого уровня. Исторически сложилось так, что у публики всегда были свои ожидания от знаменитостей, которые ее развлекают. В «Герое наших снов» показано, как эти ожидания противоречивы и безумны по своей сути, когда навязываются людям, которые не совсем готовы с ними справиться.

Полу легко сочувствовать — он буквально не контролирует происходящее с ним. Но Кейдж играет его с присущей ему непривлекательностью, которая усложняет наше чувство сопереживания. Пол с самого начала чувствует себя так, словно балансирует на грани мании. Он полон неуверенности в себе, но в то же время в нем чувствуется едва уловимое превосходство, словно он только и ждет возможности сказать кому-то, что тот в чем-то не прав. Однако Кейдж умеет чувство неприязни со стороны зрителя превратить в эмпатию. Мы ощущаем с ним связь, ведь тоже живем в эпоху, когда все данные о нашей личности (от цифр в паспорте до хобби) легко найти в медиапространстве и открыть широкий доступ к ним. Вместо того, чтобы осуждать Пола, мы начинаем формировать наши собственные представления о том, кто он такой — точно так же, как это происходит каждый раз, когда мы выносим скоропалительные суждения о звездах TikTok, новом громком участнике ток-шоу или даже о ком-то вроде самого Николаса Кейджа.
Исследуя феномен мгновенной популярности, настигающей современных «звезд-однодневок», просто потому что они попали в вирусные рекомендации в Интернете, Боргли пытается понять, как лишние несколько секунд просмотра видео или случайно поставленный лайк создают инфлюенсеров каждый день. Он доходит до того, что нежелательные знаменитые персонажи отражаются не только на экране, если мы открываем всем известные приложения, но и как Фредди Крюгер, захватывают наши сны. Бессознательное часто дает нам возможность заглянуть в наши сокровенные мысли и желания — они отражение того, кем мы хотим быть в реальной жизни. Осознанные сны (lucid dream) давно уже не утопия — бренды, от Xbox до Coors и Burger King, объединяются с учеными, чтобы попытаться сделать что-то подобное: «встроить» рекламу во сны потребителей с помощью видео- и аудиоклипов. Поэтому, когда герой Пола Мэтьюса вдруг воплощает свою волю и стремление к славе в том, что появляется во снах других, с одной стороны, можно воспринять, как некую шутку, что даже не напрягаясь буквально, а просто имея сильное желание, можно стать популярным. Но с другой стороны, подобное высказывание может считываться как мрачное пророчество: в скором времени под контроль можно будет взять даже человеческое бессознательное и влиять на него, незаметно корректируя незначительные детали в сновидении. Подобно нативной рекламе встраивать нужные смыслы и изменять социальное поведение человека так, чтобы причины и следствия были непонятны ни ему самому, ни окружающим.
«Герой наших снов» очень похож на сон: в нем есть большие, масштабные идеи, но все они не складываются в логическое повествование. Как и во сне, вы остаетесь с мыслями и впечатлениями, над которыми можно долго размышлять. Эти нескладные образы и глубокие идеи сами ложатся на место, даже если вы не совсем уверены, что все они подходят друг другу. Идеи об осознанных сновидениях накладываются на культуру отмены, мечты о мгновенной и легкой популярности — на необходимость идти на поводу у общества и рекламировать газировку и чипсы. Боргли не дает ни ответов, ни оценок, как сбежать от влияния соцсетей, как не попасться в рекламную ловушку. Скорее он наблюдает сдвиг в современной культуре. Сдвиг, ознаменованный широким и быстрым охватом разной и несвязанной ничем аудитории, кроме использования [подставьте название любой медиаплощадки], и быстрыми и легкими способами найти популярность (пятнадцатисекундный танец и медленное разрезание мыла — дайте два!). «Герой наших снов» — комедия и трагедия мира коротких видео и клипового мышления.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
И.К. Фест, «Гитлер. Биография» (1973)
Made on
Tilda