геннадий гусев | 22 АВГУСТА 2021

ДРАКУЛА: ПЕРЕД РАССВЕТОМ

Симфония ужаса, завораживающая красота мрака, почти шекспировские страсти и переосмысленные женские образы

ДРАКУЛА: ПЕРЕД РАССВЕТОМ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 22.08.2021
Симфония ужаса, завораживающая красота мрака, почти шекспировские страсти и переосмысленные женские образы
ДРАКУЛА: ПЕРЕД РАССВЕТОМ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 22.08.2021
Симфония ужаса, завораживающая красота мрака, почти шекспировские страсти и переосмысленные женские образы

— Кровь — это жизнь.

Из фильма «Дракула»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Страна: Великобритания, США
Год: 1992

Визуальное совершенство «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы — результат работы слаженной команды кинематографистов: художницы по костюмам Эйко Исиоки, оператора Михаэля Балльхауса, монтажеров Глена Скэнтлебери, Энн Гурсо и Николаса С. Смита, художника-постановщика Томаса Е. Сандерса. Пышный саундтрек за авторством Войцеха Киляра («Иллюминация», «Пианист») удачно аккомпанирует безупречной картинке.

Готический роман Брэма Стокера экранизировали много раз: начиная вольной интерпретацией сюжета в «Носферату» Фридриха Мурнау и классическим фильмом Тода Браунинга, заканчивая блокбастером с Люком Эвансом в главной роли и ревизионистским британским мини-сериалом от Hartswood Films. Но ни одна из кино- и телеверсий «Дракулы» не следовала настолько точно первоисточнику, как фильм Копполы.

Инициатором проекта стала Вайнона Райдер. Именно она привлекла к ленте режиссера. Помимо звезды «Эпохи невинности», исполнившей в «Дракуле» роль невесты главного героя Мины Мюррей, в ленте приняли участие Киану Ривз, Гари Олдман и Энтони Хопкинс. Они сыграли агента по продажи недвижимости Джонатана Харкера, графа Дракулу и профессора Абрахама Ван Хельсинга соответственно.
При создании фильма Коппола вдохновлялся работами художников-модернистов, в частности произведениями австрийского живописца Густава Климта. «Дракула» был снят без использования компьютерных или оптических эффектов. Вместо этого активно применялись мультиэкспозиция (один и тот же кадр экспонировался несколько раз), матирование (объединение изображения переднего плана с фоновым изображением), принудительная перспектива (комбинирование миниатюр с полноразмерными элементами). Для того, чтобы создать на экране мистическую атмосферу, Балльхаус переворачивал камеру на сто восемьдесят градусов, а также использовал «голландский угол».

Значительная часть бюджета картины была вложена в костюмы и декорации. Натурных съемок почти не было. Над большей частью сцен фильма работали в студии MGM. Известный по текстам к «Франкенштейну Мэри Шелли» и «Контакту» сценарист Джеймс В. Харт написал историю, все происходящее в которой максимально напоминало эротический сон.

Действительно, образы, которые использовал в «Дракуле» Коппола, в большей степени апеллируют к подсознанию. Так, руководствуясь фрейдистскими категориями, в главном антагонисте можно распознать «изнанку человеческой души». В графе присутствуют бессознательные, но необычайно сильные желания человека: Эрос и Танатос — жизнь и смерть.

Эти два начала находятся в непрерывном противостоянии. Принимая в качестве аксиомы утверждение австрийского психоаналитика, что «целью всякой жизни является смерть», нельзя также не вспомнить цитату Махатмы Ганди: «Жизнь — есть любовь». Столкновения этих основополагающих инстинктов наилучшим образом показаны в герое Гари Олдмана. Формальный антагонист страдает, продолжая существовать в умершем уже теле. Но также он и наслаждается: сексом, любовью, обольщением. Его дуализм на экране передан в том числе посредством клиповой эстетики фильма и барочного видеоряда — элементы разнородных стилей сочетаются весьма удачно.
Дракула оказывается самым интересным персонажем этой темной истории. Не тирана и убийцу из книги Стокера в произведении Копполы мы видим, но израненного влюбленного, творящего зло по необходимости. Свои поступки он делает не потому, что так хочет, но из-за того, что не может поступить иначе. Трагический пафос в картине соединяется с романтическим флером, складывающимся после очного знакомства Дракулы и Мины.

Мисс Мюррей, мечущаяся между своим женихом и заморским инфернальным гостем, вызывает одновременно и сопереживание, и неприязнь. С одной стороны, сложно упрекнуть оставшуюся одну женщину в том, что она поддалась чарам вампира — кто сможет устоять перед таким мужчиной?! С другой, кажется малообъяснимым тот факт, как легко прониклась чувствами к странному чужеземцу Мина. Особенно если учитывать строгие нравы, царившие в английском обществе в конце XIX столетия.

В этом плане интересен персонаж, сыгранный Сэди Фрост. Чары Дракулы оказали на подругу Мины Люси сильное воздействие, но не обошлось и без доброй воли — девушка демонстрирует, что иностранец ей как минимум симпатичен. Такое было немыслимо в пуританском романе Стокера, стало вполне приемлемым в фильме конца XX века.

Привлекают внимание и второстепенные персонажи. Абрахам Ван Хельсинг, который в книге был достаточно прямолинейным героем, в ленте превратился в циничного, но не утратившего веры в лучшие человеческие качества человека. На небольшую долю секунды мы даже начинаем сомневаться в искренности его помыслов. Но перед лицом великой опасности все сомнения отпадают — то, что могло показаться лицемерием, на деле оказывается простым страхом перед необъяснимым. Ведь профессор — человек со своими слабостями, а не благородный спаситель, каковым представал в романе.
Маленькие находки Фрэнсиса Форда Копполы вроде стилизованной под черно-белое кино первой встречи Мины с одиозным графом, когда у них происходит разговор о новом чуде — синематографе, или живущей собственной жизнью тени Дракулы, придали полотну дополнительного шарма.

За столетия, казалось, потерявшая свою актуальность история зажила новой жизнью, стоило только авторам по-новому взглянуть на старых героев и, отдав дань уважение классике (почти нетронутый сюжет и лапидарные визуальные приемы), наполнить ленту новыми смыслами. В «Дракуле» нет абсолютного зла, однозначно «хороших» и «плохих» персонажей. Зато есть в нем симфония ужаса, завораживающая красота мрака, почти шекспировские страсти и переосмысленные женские образы.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda